Лекция «Творчество московских эмальеров XVII века на примере произведений сакрального искусства...» в рамках научного семинара РАХ
Отделение искусствознания и художественной критики РАХ, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашают принять участие в Научном семинаре по древнерусскому и церковному искусству. Заседания проходят в смешанном формате: очно в Белом зале РАХ (Москва, Пречистенка, 21) с возможностью онлайн-подключения к видеоконференцсвязи (ВКС, программа «Труконф»). В дальнейшем видеозаписи заседаний будут опубликованы на академическом Рутуб-канале. Вход на очное мероприятие свободный, без предварительной регистрации.
22 сентября 2025 года, в 16:00. Доклад «Образ Богоматери “Воплощение” – центральная икона пророческого ряда иконостаса. Эволюция идеи».
Докладчик: Татьяна Евгеньевна Самойлова, ведущий сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, кандидат искусствоведения, лауреат премии митрополита Макария.
Самый широкий круг памятников XV–XVI веков – панагии, литургические покровцы, оклады Евангелий – демонстрирует особый интерес эпохи к теме иконы Богоматери «Воплощение». В круг этих памятников входит и центральная икона формирующегося пророческого ряда высокого иконостаса. Литургическая идея, заключенная в образе Богоматери «Воплощение», и ассоциативная связь иконы с тяблом иконостаса как крышкой Ковчега Завета, охраняемого шестикрылыми серафимами, и с перекрытием арочного входа в Святая Святых как местом теофании – все эти факторы обусловили сначала процесс проникновения образа Богоматери «Воплощение» в уже сложившийся в XV веке пророческий ряд иконостаса, а в дальнейшем закрепление его как центральной иконы чина.
20 октября 2025 года, в 16:00. Доклад «Проблемы сохранения настенных росписей храма Преображения Господня в деревне Никола-Высока Тверской области, возвращаемого к церковной жизни после долгих лет запустения».
Докладчик: Константин Ильич Маслов, кандидат искусствоведения, реставратор монументальной живописи.
В 2021 году началось восстановление заброшенной уже многие годы церкви Преображения Господня в деревне Никола-Высока под Весьегонском (Тверская область). За двадцать лет до этого в результате удара молнии и пожара четверик храма лишился кровли, что существенно ускорило процессы разрушения, как ограждающих конструкций здания, так и настенной живописи и иконостаса. С 2023 года по заданию Центра консервации проводятся работы по исследованию и консервации выполненных в клеевой технике настенных росписей храма.
24 ноября 2025 года, в 16:00. Лекция «Творчество московских эмальеров XVII века на примере произведений сакрального искусства из музейных и частных коллекций».
Докладчик: Олеся Валерьевна Скрипейчук, заместитель заведующего отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
XVII век в истории России – эпоха значительных политических, социальных и религиозных преобразований. Воцарение на престоле новой династии Романовых вызвало необходимость в создании царских регалий, драгоценных церковных вкладов, даров иностранным монархам, что послужило импульсом для развития ювелирного искусства. В кремлёвских мастерских в то время были собраны высокопрофессиональные художники-ювелиры со всей России, которые работали вместе с приглашенными иностранными коллегами. В произведениях московских мастеров разнообразие приемов работы с металлом сочетается с применением многоцветных эмалей, богатая палитра которых, состоящая из ярких сверкающих красок созвучна эстетическому вкусу эпохи, тяготеющему к сочной полихромии и узорочью. Особое распространение в оформлении как светских, так и религиозных произведений получила эмаль по скани, а во второй половине столетия русские мастера в совершенстве освоили технику эмали по рельефу и расписную эмаль. В своем выступлении докладчик рассмотрит основные этапы развития эмальерного искусства Москвы XVII века на примере произведений религиозного искусства из музейных и частных собраний.
Научные семинары по древнерусскому и церковному искусству проходят в Российской академии художеств с 2001 года. Их основателем и бессменным научным руководителем все эти годы выступала Анна Вадимовна Рындина (1937–2023) – доктор искусствоведения, профессор, академик РАХ, Заслуженный деятель искусств РФ.
По вопросам участия в семинаре, пожалуйста, обращайтесь по адресу: art-rah@mail.ru,
Советник Отделения искусствознания и художественной критики РАХ, академик РАХ Елена Олеговна Романова.