Выставка «Метаморфозы в дереве» Рашида и Инессы Азбухановых в Нижнем Новогороде
Другие выставочные залы
Сроки экспонирования: 17 июля - 18 августа 2025 года.
Место экспонирования: Нижегородский государственный художественный музей (Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 2/2)
Нижегородский государственный художественный музей представляет персональную выставку произведений заслуженных художников Российской Федерации, почётных членов Российской академии художеств Рашида Шамагоновича и Инессы Ивановны Азбухановых «Метаморфозы в дереве», приуроченную к юбилею одного из авторов. Экспозицию составят уникальные работы в традиционной технике плоскорельефной резьбы и росписи по дереву.
Оба мастера – выпускники Абрамцевского художественного училища, которое дает превосходные навыки в области декоративно-прикладного искусства. Рашид изучал техники резьбы по дереву, а Инесса – декоративной керамики. В зрелом творчестве они достигли высокого уровня мастерства создания сложнейших по исполнению и глубоко осмысленных по образности произведений станкового искусства. Их работы отличает проработанная в мельчайших деталях виртуозная пластика резьбы по дереву и удивительно деликатная и выразительная роспись рельефа.
В творчестве Инессы и Рашида Азбухановых присутствуют два равноценных направления – резная икона и геометрические композиции, авторы используют их как средство постижения мира в разной пластической образности. Православной иконой они начали заниматься в далекие 1990-е годы, когда это направление в отечественном искусстве только начинало робко восстанавливаться. Созданные ими иконы восхищали зрителя подлинной монументальностью канонических образов и современными декоративными решениями фонов и полей. Резец Рашида достигал певучей плавности поверхностей с ювелирной проработкой деталей, кисть Инессы насыщала икону цветовыми гармониями. Некоторые иконы оставались монохромными, в них игра светотени низкого рельефа создавала нюансы. Многослойная лессировка икон цветом присутствует в широком спектре приемов от легкой патины, до создания звучных цветовых аккордов. Смело, актуально, не задевая канонической сущности иконного образа, художники решают фоны, наполняя их архитектурными или природными пейзажами, изобразительными элементами, которые собирают воедино мир горний и дольний, привнося в средневековый культурный код элементы современного образно-пластического языка. Сейчас художники создают современные образы, в которых отражаются переживания трагедий и прорывов актуального времени. Они выработали свой язык символов, легко понимаемый зрителем.
Пресс-служба РАХ на основе статьи члена ВТОО СХР, искусствоведа, ученого секретаря НГХМ Ирины Владимировны Маршевой