А.К. Якимович. Статья «Есениана и выставка в Российской академии художеств». 2025

 

Весной 2025 года в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 19) открылся выставочный проект «Сергей Есенин. Бесконечная легенда», приуроченный к 130-летию со дня рождения поэта.

Сергей Есенин принадлежит к тем фигурам нашей художественной истории, о которых мы говорим «наше всё». Мифология Есенианы почти так же священна, как пушкиниана. Есениана универсальна в социокультурном и социополитическом смысле. Она всем нужна. Она любезна властям предержащим, она почвенная и патриотическая. Она трогает сердце простой женщины из народа и закаленного бойца нашей войны-невойны. И она же близка сердцу вольнодумцев, инакомыслящих, оппозиционеров. Большой поэт Есенин – он по определению вольнодумец. Его несут крылья вдохновенья, и возникают поэтические дерзости, фантазии, опасные находки, и прочее.
1. То есть реальная и додуманная фигура Есенина нужна разным силам общества, она обращена, к разным слоям, классам, поколениям. Есенин всем нужен. И празднование этого явления, этого имени и этой судьбы как будто не требует объяснений. Было бы странно и непонятно, если бы такой выставки не было. Но она возникла не просто из нашего общего энтузиазма и любви, а из связки творческих усилий художников, и административных телодвижений управленцев культуры, с другой стороны. Сначала я напомню о концепции выставки, которая возникла в зоне официальной мысли и официального культа Есенианы.
2. Общественно-политические структуры тут отметились. Работал губернаторский аппарат целого города, городские власти, местные и центральные управления культуры. Власти естественным образом пытаются апроприировать есенинский миф, как и другие мифы о творческих гигантах. Администрация культуры берет на себя функцию создания музейного узла определенного рода в Воронеже. Современные живописцы дают вещи, посвященные основным узлам есенинского мифа, или есенианы. И вот результат. Выставка наталкивает на разные соображения и отклики. У меня свой отклик.
3. Есенинская коллекция в музее Воронежа построена именно в той самой структуре, которая сложилась в Есениане. Картины о Есенине организованы по списку главных пунктов мифа: 1 - кудрявый мальчик и природа Рязани; 2 - юный поэт и его мама, и его дедушка; 3 - первые вдохновения; 4 - личные перипетии жизни поэта, его любимые женщины; 5 - поэт в Москве и другие поэты; 6 - поэт в Грузии; 7 - поэт в Париже; 8 - Есенин и модернисты; 9 - «черный человек» и разбитое зеркало; 10 - смерть поэта.
4. Перед нами основные пункты и топосы о жизни поэта от его корней и первых шагов до трагической гибели. Такова структура этого нарратива, сложившаяся в течение десятилетий. В залах выставки нас проводят буквально по всем ступеням и моментам этого жития поэта. От пункта 1 до пункта 10. Или больше.
5. Такая была концепция и режиссура проекта. Здесь исходными мотивами были не имена художников, не качество работ, а тематика работ. Надо было заполнить все пункты программы. Вот кудрявый мальчик из рязанской деревни. Вот он в храме. Первое посещение музы - имеется. Ставим галочку… Его коловращения в Москве, среди других поэтов - имеется. Ставим галочку. Есенин в Париже. Ставим галочку. Неотразимая Айседора. Ставим галочку. Загадочная Зинаида Райх. И так далее. Задача была в том, чтобы заполнить тематические пункты или графы. Выставка построена по пунктам, как будто это отчет в канцелярии небесного Минкульта.
6. Концепция и структура выставки напоминает советские времена, когда выставки составлялись по тематическому принципу. Были тематические разнарядки. Пункт первый - руководящая роль партии, пункт второй - трудовой энтузиазм советских людей, и далее пункт третий, восьмой и двадцатый. Отсюда беда советских выставок. То есть это были выставки не про искусство, а про то, как ответственные лица Союза художников и Академии выполняют тематическую разнарядку. Притом на выставках были хорошие вещи, и отличные вещи, но всегда мешал сам принцип тематизма. И на этой выставке мы видим тоже разнарядку и пункты по порядку. Есенинская Выставка тематически составлена, как отчетный документ вышестоящему начальству. Можно и спонсору рапортовать. Пункт 1 - есть. Пункт второй - имеется. И так далее.
7. Перед нами выставка классического отчетного типа. Можно показывать её в Москве и сообщать московскому начальству, что задание выполнено успешно, и все пункты налицо. Эта концепция и эта режиссура очевидна. Она мешает, не фатально мешает, её можно игнорировать, но все-таки мешает смотреть.
8. Притом найти хорошие вещи здесь можно, можно увлечься и засмотреться, Тут же еще и стихи самого поэта появляются, как своего рода развернутые огромные свитки. Это отличная находка. В общем, есть чему радоваться, но мешает сама эта тематическая лесенка. Пункт первый, пункт второй, пункт третий, и так далее.
Возникает интересная ситуация для исследователя. Тут перед нами огромное явление, наше всё, а наше всё нужно всем. Оно нужно не только простой женщине, простому солдату и простому искусствоведу. Большой нарратив, Есениана, превращается в важный предмет для руководящих органов. Тут и воронежские высокие кабинеты, и замечательный музей, и наш неповторимый Президиум Академии. Есть наверху ответственные лица, заведующие чем надо, директора чего надо и президенты того, что нам положено. Властные структуры и институции культуры своим чередом работают с есенианой, с пушкинианой, с чеховианой, и так далее. Структуры и институции по определению будут использовать в своих разнарядках великие имена. Будут нам выставки, конференции, торжественные акции разного рода, и прочее. Есенинский фестиваль, чеховская осень, или ахматовская конференция, условно говоря. Экраны мерцают, стихи звучат, слова раздаются, картины развешаны. Планы выполняются, отчеты составляются. Пункты заполняются, галочки ставятся. Всё хорошо, прекрасная маркиза.
Но я бы хотел в очередной раз напомнить директорам чего надо и председателям чего надо, что художники нужны людям не для заполнения форм отчетов, а для другого. Для чего другого, о том я пишу мои книги. Выставка удалась не потому, что она заполнила все пункты разнарядки, а потому, что на выставке есть хорошие художники. Мы знаем их имена. Они мне и дороги, а галочки в отчетах – это своего рода неизбежная шелуха бытия. Ибо сказано в писании: довлеет дневи злоба его.
Александр Якимович, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств






версия для печати