Выставка «Крылатый гений Октябрьской революции» в Музее-мастерской С.Т. Конёнкова (Москва)
Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» (Москва, Тверская 17)
Сроки экспонирования: 13 марта – 22 апреля 2025 года
Место экспонирования: Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова» (Москва, ул. Тверская, д. 17, вход с Тверского бульвара)
В центре выставочного проекта история создания знаменитой монументальной доски «Павшим за мир и братство народов», которая была установлена в 1918 году на Сенатской башне Кремля. Новые времена требовали новых художественных образов, поэтому выполнение столь важного памятника было доверено одному из крупнейших скульпторов ХХ века, действительному члену Академии художеств СССР Сергею Тимофеевичу Конёнкову (1874-1971). В экспозиции будут показаны уникальные фотографии с авторскими прорисовками, почтовые открытки 1918 года из частной коллекции, фотоколлажи, а также эскизы монумента, выполненные в глазурованной керамике, гипсе и цветном пластилине. Выставочный проект призван напомнить об истории создания одного из самых знаковых монументальных произведений первых лет советской власти.
Искусство С.Т. Конёнкова многогранно и сложно - практически нет ни одной области человеческой деятельности, ни одной эпохи, которые не нашли бы отражение в работах этого великого мастера. События 1917 года застают Сергея Коненкова на вершине славы и творческого расцвета. Он с радостью и ликованием принял революцию, ставшую для художника значимым событием в жизни и творчестве. Скульптор активно участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, который стал грандиозным утопическим арт-проектом нового государства. Конёнков побеждает в конкурсе Моссовета на сооружение монумента Пролетарской Революции и павшим товарищам-борцам на Красной площади. Уже в 1918 году мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» была установлена на Сенатской башне Кремля. Найденный им аллегорический образ крылатой фигуры гения Октябрьской революции нашёл отражение в поэзии его великих современников, таких как В.В. Маяковский и С.А. Есенин. Доска оставалась на Сенатской башне до 1948 года, пока ее не демонтировали из-за ветхости. В 1960-х годах С.Т. Конёнков реставрировал памятник в своей мастерской, однако эстетика произведения уже не соответствовала духу новой эпохи и в 1966 году работа перешла в коллекцию Государственного Русского музея.
Пресс-служба РАХ на основе статьи заведующей Мемориальным музеем «Творческая мастерская С.Т. Коненкова», члена-корреспондента РАХ С.Л. Бобровой.