Мастер-класс «Тульские промыслы» в МВК РАХ
Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Отделение декоративных искусств Российской академии художеств и Управление по координации академического художественного образования РАХ организовали мастер-класс «Тульские промыслы», который состоялся 5 марта 2025 года в 16:00 в зале «Яблоко» МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19). Занятия провели признанные художники, сохраняющие и передающие знания о традиционных промыслах. Посетители смоли понаблюдать за созданием уникальных изделий, получить новые навыки и принять участие в создании любого предмета под руководством мастеров. Это прекрасная возможность прикоснуться к вековым традициям и узнать секреты изготовления таких знаменитых тульских сувениров, как филимоновская игрушка, белёвское кружево, лозоплетение, лоскутное шитьё и другие. Мастер-класс был бесплатным, но его посещение осуществлялось по входному билету в музей.
Руководители проекта: Л.И. Савельева, Н.Ф. Ломова. Куратор проекта: А. И. Гончарова. Координаторы проекта: О.Ю. Власова, А.С. Коннова.
В программе: Филимоновская игрушка - Гончарова Алла Ивановна; Романова Анна Вячеславовна; Орлова Елена Алексеевна; Орлов Роман Вячеславович. Тульская городская игрушка – Андреева Ольга Алексеевна; Бежина Ирина Дмитриевна; Минеева Ольга Владимировна. Белёвское кружево - Скворцова Ольга Александровна. Гончарный промысел – Касумян Сурен Акопович. Тульская керамика – Палевская Елена Михайловна.Тульская всечка – Баташёва Екатерина Львовна.Тульская традиция бисера – Чекина Галина Витальевна. Традиция лоскутного шитья – Чуксеева Гулистан Дуйшембаевна. Традиционное лозоплетение - Проклова Светлана Николаевна.
О ремеслах:
Филимоновская игрушка - уникальное явление в русском народном искусстве, относящееся к историко-культурному наследию Тульской области. Свое название она получила благодаря деревне Филимоново. Отличительная особенность филимоновских игрушек — вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась это самим материалом, который использовали для лепки. Лепили мастера из синей глины. Обжигали игрушки в земляных горнах вместе с гончарными изделиями. После этого изделия становились белыми и мастера расписывали их в жёлто-красно-зелёные краски, используя традиционные элементы в росписи: ёлочки, клетку, чередование тонких, толстых линий, солярные знаки и т.д. Современные мастера сохраняют и продолжают традицию и сегодня.
Тульская городская игрушка делали как интерьерную, для украшения дома. Зародился промысел приблизительно в 60-е годы XIX века, но уже в 20-е годы XX столетия стал исчезать. Игрушек того времени в музеях Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга сохранилось всего около сорока. Это изящные дамы под зонтиками, одетые по моде того времени в длинные платья с оборками, танцующие или прогуливающиеся пары, монахи, няни-кормилицы с господскими детьми на руках. По старым образцам Тульскую городскую игрушку восстановили народные мастера: И. Кузнецова, О. Андреева, И. Бежина. Игрушечный промысел снова живёт в Туле и радует красотой.
Белёвское кружево - это самобытное явление в декоративно-прикладном искусстве Тульского края и России. В XVII веке первыми изготовлением кружев начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белёвского уезда появились мастерские, где искусству кружевоплетения обучали 7-8 летних крепостных девочек. Позднее промысел носил исключительно семейный характер, им занималось почти всё женское население города. В 1880 году в г. Белёв насчитывалось до двух тысяч кружевниц. Их кружевные работы пользовались большим спросом в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и даже за границей. Изделия носили крестьянки, горожанки, купчихи, дамы дворянского происхождения.
Гончарный промысел. В Туле в слободе Большие и Малые гончары издавна процветал гончарный промысел. Мастера изготавливали привычную посуду: кувшины и махотки для воды и молока, сметанники, кашники с ручкой и крышкой, цветочные горшки и рукомои. Традиционное продолжение нашло свой отклик в работах современных мастеров.
Тульская керамика. Издавна в Туле в слободе Большие и Малые гончары тульские мастера делали «муравлённые» и расписные изразцы для печей. В мастерской современного художника Елены Палевской создаются декоративные изделия по старинным традициям тульских керамистов.
Тульская всечка. Считается, что тульская кудрявая всечка возникла в 1712 году на Тульском оружейном заводе, где мастера в этой технике украшали как холодное, так и огнестрельное оружие. Тульская всечка предполагает украшение деревянных поверхностей путем чеканки изделия тонкой металлической проволоки в специально подготовленный паз. Нередко можно встретить использование инкрустации перламутром.
Тульская традиция бисера. В Чернской уезде Тульской губернии крестьянки плели из бисера кустарного производства детали для женских головных уборов, шейные и нагрудные украшения. Последние, как правило, дополняли образ и служили символом женской судьбы и семейных ценностей. Эти элементы костюма не только выполняли утилитарную функцию, но и отражали местные традиции и обычаи. Каждый цвет и элемент имел свое символическое значение, передавая информацию о статусе замужней женщины. Эти изделия из бисера в крестьянской одежде Тульской губернии являются полноправной частью этнографического костюма и занимают особое место в этнокультурной палитре России. Сегодня интерес к подобным традициям возрождается, способствуя развитию и сохранению культурного наследия региона.
Традиционное лозоплетение. Плетение из ивового прута как ремесло появилось в России в XVIII веке и связано с именем князя Голицына, в поместье которого была создана мастерская, где плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. В XIX веке в России организовано обучение в земских учебных мастерских народных умельцев, образуются артели кустарей-корзинщиков и их обучение в разных городах страны, в том числе и в Тульской губернии. В начале XX века ассортимент плетённых товаров был достаточно разнообразен: всевозможная мебель, купальные будки, детские коляски, ширмы, дорожные чемоданы и саквояжи, детские игрушки, корзиночки разного назначения- для ключей, перчаток, рукоделия, цветов, фруктов, хлебницы и т.д. В XXI веке традиции плетения продолжаются и развиваются тульскими мастерами.
О художниках:
Андреева Ольга Алексеевна, родилась в 1959 году в Туле. Окончила Тульский политехнический институт (1982г.). Народный мастер Российской Федерации с 1997 года, член Союза художников России с 2000 года. На протяжении более 30 лет, с 1989 года занимается изучением и восстановлением Тульской городской игрушки, имеет публикации. Постоянный участник городских, региональных, зональных, Всероссийских и международных художественных выставок. Работы представлены в музеях России и за рубежом. Награждена дипломами, благодарностями от Союза художников России и Российской академии художеств.
Баташева Екатерина Львовна родилась в 1972 году в Туле. Тульской кудрявой всечкой занимается с 1998 года. Народный мастер Российской Федерации по художественной обработке дерева с 2018 года. В её работах уникальная технология представлена в сочетании с инкрустацией (врезка перламутра и кости), интарсией (врезка ценных пород дерева), которые дополняют друг друга. Екатерина Львовна занимается реставрацией музейных экспонатов. Постоянный участник региональных, всероссийских и международных выставок народного творчества.
Бежина Ирина Дмитриевна родилась в 1949 году. Народный мастер филимоновской и тульской городской игрушки. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище по специальности художник по керамике (1968г.). Филимоновской игрушке училась у старейших мастеров Е.К. Евдокимовой и А.Г. Зайцевой. Постоянный участник городских, областных, региональных, зональных, всероссийских и международных художественных выставок. Работы представлены в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Музее игрушки г. Сергиев - Посад, художественных музеях Красноярска, Вологды, Рязани, Орла, Тулы, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Награждена Знаком Ордена Доброты, Почетным знаком Управы г. Тулы II степени «За заслуги перед городом» и Почетным знаком Тульской области «Мастер своего дела».
Гончарова Алла Ивановна родилась в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки, династии которой более 300 лет. Член Союза художников России с 1989 года. С раннего детства училась мастерству у своей бабушки Антонины Ильиничны Карповой, члена Союза художников СССР, «Заслуженного художника РСФСР» и у мамы Марии Николаевны Марченковой, члена СХР. Продолжает традицию филимоновской игрушки, является активным участником выставок, мастер-классов и мероприятий, способствующих популяризации народных художественных промыслов. Является членом Комиссии по народному искусству СХР г. Москва, членом художественно-экспертного совета при Министерстве культуры и туризма Тульской области. Награждена знаком «За заслуги в культуре», Премией Правительства РФ «Душа России», благодарностями от губернатора Тульской области, от Российской академии художников, дипломами и грамотами за участие в выставках.
Романова Анна Вячеславовна родилась в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Член Союза художников России с 2012 года. Училась мастерству у своей бабушки Марии Николаевны Марченковой и у мамы Аллы Ивановны Гончаровой. Продолжает традицию своей семьи, сохраняя стилистические особенности в лепке и росписи. Постоянный участник выставок и мастер-классов. Награждена грамотами и дипломами СХР, Министерства культуры и туризма Тульской области.
Касумян Сурен Акопович родился в 1972 году. Гончар, керамист, народный мастер Российской Федерации. Постоянный участник коллективных выставок. Работы находятся частных коллекциях. Работает с 2002 года в технике чернение (дымление) – традиционной для Тулы техники восстановительного обжига. В арсенале мастера – махотки, кубышки, кружки и другие предметы традиционной утвари, а также декоративные предметы и сувениры. Работы мастера всегда отличаются безупречными формами, лаконичным, даже минималистичным декором. Искусство керамиста проявляется не только в образах, но и в технологиях, лаконичных и продуманных, как и сами работы. Работы Сурена от тиража не становятся бездушными, но лишь звучат еще тоньше и пронзительнее.
Минеева Ольга Владимировна родилась в 1986 году в Туле. Народный мастер Российской Федерации с 2010 года. Окончила Тульскую детскую художественную школу им. В.Д. Поленова, Тульский областной колледж культуры и искусства по специальности «художник – мастер по керамике», Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого (2015г.). Постоянный участник областных, региональных, всероссийских и международных выставок народного творчества. Преподавала в Тульском областном колледже культуры и искусства. В настоящее время работает в Музее декоративно-прикладного и народного искусства. Совместно с творческим сообществом мастеров сохраняет и продолжает традиции промысла тульской городской игрушки.
Орлов Роман Вячеславович родился в 1982 году в Щёкино Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер филимоновской игрушки с 2003 года, член Союза художников России с 2012 года. В 1984 году переехал в г. Одоев. Окончил художественное отделение Одоевской школы искусств (1994г.), художественное отделение Тульского музыкального училища им. Даргомыжского (2004г.) по специальности педагог, живописец. Лепить и расписывать филимоновскую игрушку учился у мамы Елены Алексеевны Орловой и бабушки Валентины Николаевны Масленниковой. Постоянный участник всероссийских и региональных выставок.
Орлова Елена Алексеевна родилась в 1963 году в Щёкино Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер Филимоновской игрушки с 1981 года, член Союза художников России с 1990 года. С семилетнего возраста начала осваивать мастерство лепки, росписи у своих учителей - бабушки Анны Иосифовны Дербенёвой и мамы Валентины Николаевны Масленниковой. В 1984 году приехала в г. Одоев Тульской области продолжать на родине дело своих предков. Постоянный участник всероссийских и региональных выставок.
Палевская Елена Михайловна - керамист, народный мастер Российской Федерации, член Союза художников России (2000-2008гг.), кандидат искусствоведения. Постоянный участник коллективных выставок. Работы представлены в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. В 2000 году создала собственную творческо-производственную и обучающую керамическую мастерскую. С 2015 года – «Центр традиционной тульской керамики». Основное направление: работа с музейным сувениром; восстановление исторического производства тульского исторического производства керамики; развитие современной керамики в г. Тула. Опыт преподавания керамики и истории искусства более 20 лет.
Проклова Светлана Николаевна занимается лозоплетением более 30 лет, обучалась ремеслу у известного Тульского мастера Пчёлкина. Занималась саморазвитием в этом направлении по книгам. Её изделия экспонировались на выставках - ЦДХ, ВВЦ, в саду Эрмитаж, ВДНХ, на Поклонной горе, в Сокольниках, Васильевский спуск, Вернисаж, «Тульский левша». Принимала участие в фестивалях. В 2020 году Тульским художественным советом часть изделий С. Н. Прокловой были признаны народно-художественным промыслом.
Скворцова Ольга Александровна - народный мастер Российской Федерации, член Союза художников России, исследователь истории и техники белевского кружева. Окончила Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Распределившись в Тулу, О.А. Скворцова стала педагогом и обучала своему ремеслу студентов в колледже культуры. Всю свою жизнь она не только изучает, но и развивает традиции белевского кружевоплетения, разрабатывает новые сколки салфеток, столешниц, воротников и пелерин, краев для полотенец, тематических панно. Постоянный участник международных и всероссийских выставок. Будучи уже на пенсии, Ольга Александровна стремится передать свое мастерство молодому поколению, проводит творческие встречи, мастер-классы. Она стремится научить своих юных учениц различным кружевным техникам и «стилям», которые все ею освоены.
Чекина Галина Витальевна – народный мастер Российской Федерации, занимается изучением и воссозданием шейных и нагрудных украшений, поясов и головных уборов, бытовавших на территории Тульской области. Произведения мастера признаны изделиями народных художественных промыслов художественно-экспертным Советом при Министерстве культуры Тульской области. Мастер создаёт реплики по этнографическим образцам из частных и музейных коллекций, используя традиционные техники и орнаменты, создаёт современные украшения в этно-стиле. Г.В. Чекина проводит мастер-классы и обучающие занятия для детей и студентов, организует семинарские занятия для работников культуры. Участник научно-практических конференций. Постоянный участник выставок и фестивалей.
Чуксеева Гулистан Дуйшембаевна родилась в 1974 году в Туле. Мастер лоскутного шитья. Окончила курсы лоскутного шитья (2011г.). С 2017 года руководитель клуба «Лоскутная слобода». Участник Международного фестиваля «Душа России» (2018г), ХII Всероссийского фестиваля декоративно-прикладного искусства «Лоскутная мозаика России (2019г.), Всероссийского конкурса народных мастеров «Русь мастеровая» (2023г., 2024г.). Продолжает творческую деятельность, проводит занятия и мастер-классы, где делится своими знаниями и опытом по технике лоскутного шитья.
Дополнительная информация: 8(499)766-97-87; 8(495)645-80-48