Видеолекция Михаила Киселёва «Евангельская тема в творчестве Н.Н. Ге и В.Д. Поленова»

 

Отделение искусствознания и художественной критики Российской академии художеств приглашает на лекцию доктора искусствоведения, профессора, академика Российской академии художеств Михаила Федоровича Киселёва на тему: «Евангельская тема в творчестве Н.Н. Ге и В.Д. Поленова». 17 февраля 2025 года с 17:00 будет доступна видеозапись лекции на сайте РАХ (в этой новости).
И Ге, и Поленов были участниками Товарищества художественных передвижных выставок. Однако их творчество не укладывается в те рамки, которые характеризуют творчество художников-передвижников. Оба этих мастера выходят за рамки искусства второй половины XIX века и во многом открывают те явления, которые будут типичны для искусства уже XX столетия. Особенно это касается, на наш взгляд, евангельской темы, к которой обратились и Ге, и Поленов.
Первые работы Н.Н. Ге, такие как «Возвращение с погребения Христа», несут на себе влияние А. Иванова, что видно в проясненном колорите. После окончания Академии художеств Ге уезжает в Италию и там создает «Тайную вечерю», принесшую ему признание. В этой работе налицо влияние Караваджо, что позволяет добиться психологической выразительности игрой света и тени. Затем следует перерыв в разработке евангельской темы. Но с конца 1870-х годов художник создает совершенно новаторский цикл «Страстей Господних». Это и «Выход с Тайной вечери», и «Что есть истина», где мастер раскрепощает живописную манеру, добивается невероятной экспрессии и колорита и, казалось бы, нетрадиционно решает образ Христа. Христос у него – измученный страданием Сын Человеческий. Уже здесь как бы предвосхищается экспрессионизм. Наиболее ярко это проявляется в работе «Голгофа», которую многие исследователи считали незаконченной. Но здесь Ге просто решил применить принцип non finito для усиления экспрессии. В работах Ге тех лет присутствует и явный символизм, что оказало немалое влияние на художников XX века, в частности на представителя общества «Маковец» С. Романовича. Ге упрекали в том, что его Христос не красив. Но один из отцов Церкви Туртулиан подчеркивал невзрачный облик Спасителя.
Иной подход к евангельской теме демонстрирует В.Д. Поленов. Если Ге изображал страдания Христа, то Поленов следовал принципу приносить людям радость и счастье. Первая его работа – «Воскрешение дочери Иаира», это была конкурсная программа. Одновременно с Поленовым на конкурсную программу писал и И.Е. Репин. Конечно, Репин внес в свою картину психологическое начало, которого нет у Поленова. Зато у Поленова работа красива по колориту, исполнена радости от совершавшегося чуда. Задумав еще в молодые годы картины на евангельские сюжеты, Поленов в 1880-е начинает работать над большим полотном «Христос и грешница». Картина необычайно светоносна – художник тоже увлекался творчеством А. Иванова. Но если Иванов не был в святых местах, то Поленов побывал там. Картина была показана на 15-ой передвижной выставке рядом с «Боярыней Морозовой» В.И. Сурикова. Многие исследователи тогда отдали предпочтение Сурикову и всячески упрекали Поленова в приверженности к академизму. Считаю такие упреки некорректными: и задачи у художников были разными, и характер их творчества отличался друг от друга. Что же касается академической композиции, то она продиктована тем, что замечательный ученый А.А. Федоров-Давыдов, называл grand art, которым владели академисты и что ученый ставил им в заслугу. С картины «Христос и грешница» начинался евангельский цикл Поленова. Затем художник пишет работу «На Тивериадском (Генисаретском) озере», в которой поражает удивительный свет, словно разлившийся от присутствия Спасителя.
Не лишним будет сказать, что и Ге, и Поленов были сторонниками учения Ренана и Штрауса, отрицающих божественную сущность Христа. Но, воспитанные в православных традициях, они интуитивно чувствовали божественное начало, разлитое в мире.
В некоторых своих работах Поленов вплотную подходит к стилю модерн, что особенно видно в произведениях «Возвестила радость плачущим» и «Марфа приняла Его в дом свой». Так и Поленов предвосхищает искусство следующего столетия. Таким образом, и Н.Н. Ге, и В.Д. Поленов в своем творчестве открывали пути к искусству XX века.
Отделение искусствознания и художественной критики РАХ
Доп.информация по тел: 8 (495) 637-5633; 8 (495) 645-8048 доб. 141






версия для печати