Конференция «Феномен художественной школы в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне» в РАХ
Фоторепортаж: пресс-служба РАХ
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашает принять участие в научной конференции «Феномен художественной школы в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне», которая запланирована на 22–23 октября 2025 года в Белом зале РАХ (Москва, Пречистенка, 21). Вход на мероприятие будет осуществляться свободно, без предварительной регистрации.
В ходе заседаний предполагается обсуждение роли отечественных и зарубежных академий художеств и художественных вузов в формировании школы; роли критика в оценке художественной школы; развития художественных принципов главы школы учениками и последователями; традиций школы к поиску новой стилистики и поэтики. Запланирована публикация материалов конференции. Регламент выступлений – 20 минут.
Программа:
22 октября 2025 года.
11.00 открытие конференции.
Ведущий Федотова Елена Дмитриевна
Приветственное слово:
Калинин Виктор Григорьевич, первый вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ.
Золотов Андрей Андреевич, вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ.
Кочемасова Татьяна Александровна, вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ.
11.30–14.00 утреннее заседание.
Федотова Елена Дмитриевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
О феномене художественной школы: из истории и современности.
Щербакова Елена Олеговна, Московский центр «Художественная школа при РАХ», Москва.
Традиции ленинградской художественной школы в контексте изучения процессов культурной диффузии на территории Западной Сибири.
Кузеванов Виктор Сергеевич, Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск.
«Омский» парадокс: к истории формирования архитектурной школы Западной Сибири от авангарда до советского модернизма.
Беркович Олеся Александровна, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург.
Двадцать лет мастерской горячих эмалей Уральского архитектурно-художественного университета. Мастер и его школа.
Снежкин Георгий Сергеевич, Санкт-Петербургская Академия художеств имени И.Е. Репина, Санкт-Петербург.
Архитектурное образование в Академии художеств – эволюция и критический анализ сложившейся практики.
Абдуллина Дарина Александровна, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Мир детства и образ ребенка в творчестве ленинградских и петербургских художников: традиции и инновации.
Сидорова Оксана Владимировна, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Преемственность школы В.А. Фаворского в книжной графике алтайского художника В.А. Раменского.
Курганская Наталья Васильевна, Детская художественная школа, город Бор Нижегородской области.
Методика выбора материала и использование учебных пособий на уроках истории искусства в детской художественной школе.
Сиренко Сергей Анатольевич, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при РАХ.
Суриковцы в Крыму. Козские пленэры. 1935–1948.
14.00–15.00 перерыв.
15.00–18.00 дневное заседание.
Этингоф Ольга Евгеньевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Формирование местного художественного центра в Новгороде на фоне искусства византийского мира.
Козлова Светлана Израилевна, Российская академия художеств, Москва.
Bottega Боттичелли как образец флорентийской мастерской второй половины Кватроченто.
Облицова Татьяна Юрьевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Полиптих сиенской школы из собрания Государственного исторического музея.
Забродина Елена Альбертовна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва.
Мариенфельдский алтарь Иоганна Кербеке: влияние нидерландских художественных школ на живопись Вестфалии в XV веке.
Савченкова Анна Андреевна, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва.
Мастерская Эмбриаки как исторический конструкт.
Сим Надежда Михайловна, Издательство «Прогресс — Традиция», Москва
Франсиско Пачеко и его роль в формировании первой Академии изящных искусств в Севилье.
Колобов Виталий Викторович, Стеклова Ирина Алексеевна, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва.
Хойен и Экерсберг как два полюса преобразования Академии художеств в Копенгагене.
Агратина Елена Евгеньевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Клод-Жозеф Верне – ведущая фигура французской школы морского пейзажа в XVIII веке.
Федотова Елена Дмитриевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Братья Андреас и Освальд Ахенбах – ученики дюссельдорфской Академии художеств.
23 октября 2025 года.
11.00–14.00 утреннее заседание.
Одинокова Полина Сергеевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
О становлении теории живописных школ в изобразительном искусстве старого Китая.
Чжан Вэйчэнь, Санкт-Петербургская академия художеств имени И.Е. Репина, Санкт-Петербург.
Творчество В. С. Подгурского и его педагогическая деятельность в Китае в 1920–1947 годах.
Сюй Цзинчжу, Лаврентьева Екатерина Александровна, Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова, Москва.
Отличительные черты языка фотоавангарда. К вопросу о расширении границ данного понятия.
Пэн Вэй, Пушкарев Александр Георгиевич, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва.
Утопия или гетеротопия: структурные противоречия Баухауза и неизбежность его заката.
Логинова Арина Михайловна, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург.
Рабиндранат Тагор и последователи: феномен школы Шантиникетан.
Стародуб Татьяна Хамзяновна, Российская академия художеств, Москва.
Миниатюра арабского Средневековья: школы и стили.
Королёва Анастасия Юрьевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Феноменология «Новой вещественности». Эволюция понятия «художественная школа» в историко-культурном контексте первой трети ХХ века.
Орлова Евгения Валерьевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Из педагогической практики Государственной художественной академии Дюссельдорфа.
Игумнова Елена Владимировна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Энтони Каро и скульпторы «Нового направления».
14.00–15.00 перерыв.
15.00–18.00 дневное заседание.
Степанова Светлана Степановна, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Алексей Венецианов и его школа. Опыт реализации идеи частной творческой мастерской.
Муратов Александр Михайлович, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва.
Педагогические принципы и ученики профессора Императорской академии художеств Сергея Константиновича Зарянко (1818-1870). К истории московской школы живописи.
Калугина Наталья Александровна, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Преподавательская деятельность Брюлловых.
Арутюнян Юлия Ивановна, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург.
Школа графики А.Ф. Пахомова в ИнЖСА имени И.Е. Репина: педагогическая система, ученики, последователи.
Гамова Марина Александровна, Государственный Исторический музей, Москва.
Георг Веклер и его мозаики в собрании Исторического музея.
Бодунова Вера Сергеевна, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Руководство по изучению линейной перспективы» В.Д. Поленова в контексте методологии преподавания науки о перспективе в Императорской Академии художеств.
Контакты организаторов: ew-orlowa@mail.ru; niizaris@rah.ru: +7 495 637 3176, дирекция НИИ РАХ.
Информационная поддержка: Управление информации (пресс-служба) РАХ - www.rah.ru; Ассоциация искусствоведов - www.ais-art.ru