Выставка произведений Марии Переяславец, Ксении и Анастасии Дроновых в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Сроки экспонирования: 30 октября – 24 ноября 2024 года.
Место экспонирования: выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).

Российская академия художеств представляет ретроспективную выставку произведений академика РАХ Марии Владимировны Переяславец, приуроченную к юбилею автора. Проект продолжает череду выставок художественных династий в залах Академии на Пречистенке, демонстрируя также живопись Ксении Дроновой и графику Анастасии Дроновой, дочерей художницы.

Мария Переяславец – продолжатель традиций выдающихся российских живописцев, своих родителей Ирины Николаевны Поповой (1923-1988) и Владимира Ивановича Переяславца (1918-2018). Благородное творческое окружение, пристальное познание науки русской реалистической школы живописи, конечно, были живительным истоком для природного таланта художницы. Первые её работы появились на выставках уже в пору обучения в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова. «Портрет актрисы немого кино Веры Холодной» (1988 г.) неоднократно экспонировался на всесоюзных и республиканских выставках. Это полотно, живописно восстанавливающее образ актрисы таинственной и прекрасной, окутанной легендами, был отмечен зрелым и смелым художественным решением: трудно поверить, что это работа студентки четвертого курса. То, что Мария Владимировна показала себя как портретист, имело много предопределений. Портрет являлся одной из сильнейших сторон творчества её отца – академика живописи и военного художника Студии имени М.Б.Грекова, также как и любимым жанром работ её матери. Портрет блистательно характеризовал ее деда – известного московского художника Николая Николаевича Попова (1888−1953). Наконец, то обстоятельство, что, учась в МГАХИ, она попала в мастерскую одного из самых выдающихся портретистов современности, академика РАХ, профессора Таира Теймуровича Салахова (1928-2021), можно назвать благоволением судьбы.
К защите диплома Мария Переяславец подошла с рядом серьезных портретных работ и большой тематической картиной «Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова в родовом имении Гончаровых Полотняный завод» (1989 г.). Поразительна была глубина изучения автором творческого материала и зрелость художественного воплощения темы. Семья Переяславцев была тесно связана узами дружбы со многими потомками А.С.Пушкина. Еще в 1930-х годах Владимир Переяславец воспитывался в детском пионердоме с праправнуками поэта – Сергеем Клименко и Олегом Кологривовым. Впоследствии они и другие потомки часто бывали в доме художников. Их незабываемые рассказы во многом оказали воздействие на выбор сюжета дипломной работы, которая к тому же была пополнена «Портретом С.Е.Клименко» (1989 г.) и картиной «Н.Н.Пушкина с дочерью Машей в Михайловском в августе 1841 года» (1989 г.). Центральное полотно, как и весомое дополнение к нему, было оценено высокой похвалой государственной экзаменационной комиссии. В наши дни картина обрела свое достойное постоянное место: она была подарена автором музею-заповеднику «Полотняный завод» в Калужской области. В дальнейшем Мария Переяславец не раз обращалась к пушкинской теме. В ряду таких картин можно выделить работу «Пушкин с Марией и Софьей Раевскими в Гурзуфе в августе 1820 года» (1992 г.).
Свою полную самодостаточность мастера с личным, ни на кого не похожим видением и чувствованием, со своим индивидуальным художественным почерком она смогла доказать последующим рядом создаваемых работ. В 1993 году была написана большая серия портретов актеров российского театра и кино: Сергея Маковецкого, Николая Еременко, Александра Михайлова, Андрея Соколова, Аристарха Ливанова, Марины Зудиной. В этом же ряду два замечательных образа актрисы Марины Яковлевой: один из них - в трехчетвертном обороте с яблоками в руках, другой - почти профильный с цветами белых лилий. Автору важно было передать более полно и значимо родниковую чистоту и природную стать женщины. Так рождался своеобразный портрет-диптих, где так хороши и уместны и свободные, слегка мерцающие фоны, и точные линеарные ритмы рисунка и элементы символики в атрибутах. Годы спустя эта серия пополнилась обезоруживающе обаятельным образом в «Портрете Ирины Пеговой» (2011-2012 гг.), который более правильно было бы причислить к портрету-аллегории девушки Весны или богини плодородия с золотыми колосьями заплетенных кос.
Роскошью цветовых сочетаний, утонченной чувственностью формы отмечены у художницы натюрморты с сиренью. Для семьи Переяславцев эта тема в живописи почти сакральная, связанная с важной жизненной историей главы семьи - Владимира Ивановича, который стал художником благодаря замечательному живописцу Петру Петровичу Кончаловскому (1876−1956). Одним из любимых мотивов мастера было изображение буйно цветущей сирени. Эту любовь и страсть к живописанию цветущих ароматных гроздей унаследовал Переяславец, а вслед за ним и его дочь. Одна из композиций так и называется «Сирень. Подражая Кончаловскому» (1991 г.). Позднее появились такие поразительные работы, как «Лопухи» (2004 г.) – картина таинственного мира природы, мимо которой мы проходим не замечая. «Яблоки в корзине» (1993г.), «Айва на подносе» (1997 г.), «Персики на блюде» (2002 г.), «Царь-тыква» (2012 г.) – простые вещи написаны материально и поэтично. Характерно то, что в этих работах нет никакого подражания или прямого заимствования с блистательных композиций её отца, их отличают личное видение и только ей свойственная трактовка.
Особое место в творчестве автора занимает композиционный групповой портрет «С днем рождения, Ксения!» (2004), выполненный в сложном освещении, как определяет сама художница: «Со светом с картин Жоржа Делатура». На картине поразительно точные и трогательные портретные характеристики детей, уловленное и донесенное состояние прекрасного мгновения жизни. Гармонично внутреннее состояние и маленьких героев полотна, и девочки-подростка, и женщины-матери, склонившейся над ними (автопортрет).
Сюжетно-тематических картин в прямолинейном понимании этого жанра в живописи Марии Переяславец нет. Но появление композиции «Ромул и Рем. Марсова волчица» (2008 г.) внесло жанровое разнообразие в ряд её тематических предпочтений. На вопрос о том, что подвинуло художницу к написанию мифологического сюжета, она отвечает эмоциональным умозаключением: «Я писала этих детей и волчицу-мать, ощущая какую-то могучую космическую связь между всем живущим в этом подлунном мире…». Движение к философскому осмыслению сюжетов произошло неожиданно стремительно. Серию работ «Мужской торс», «Ника» и «Марк Аврелий. Торс» художница полушутя-полусерьезно называет «Мои римляне и греки». Новый художественный почерк, новое мышление, потребность творческих перемен, и такая важная точка отсчета – античность.
«Взрослея», живопись Марии Переяславец проходит реальную трансформацию, становясь более глубокой по мысли, более неординарной по стилистическим приемам. Вот уже и два портрета отца, написанные в канун его столетнего юбилея в 2017-2018 годах обретают новые черты. Оба портрета как будто противостоят друг другу, и, в тоже время, являют собой две ипостаси изображенного художника, его личности – многогранной и противоречивой, но бесконечно близкой и понятной автору. Как над портретами и натюрмортами, она с большим упоением работала над серией пейзажей Русского Севера – поэтичных, одухотворенных, прочувствованных восторженным сердцем.

В атмосфере семьи, где все – художники, росли и взрослели дочери живописца Марии Переяславец и скульптора Михаила Дронова – Ксения и Анастасия. Выбор их жизненного пути не был навязан родителями, а предначертан самой судьбой. Обе сестры стали студентками Суриковского института, но у каждой оказалась своя творческая дорога, обусловленная индивидуальным природным даром. Ксения стала живописцем, Анастасия – графиком, и теперь успешно представляют свои работы на выставках.
Ксения Дронова окончила МГАХИ имени В.И.Сурикова в 2020 году, пройдя обучение на факультете монументальной живописи под руководством академика РАХ, профессора Е.Н.Максимова. Свою первую награду – Золотую медаль РАХ «За успехи в учебе» она получила еще по окончании художественного лицея. Затем прошла отличная защита диплома в институте, первое успешное участие в выставках и вступление в 2021 году в Московский Союз художников. Сегодня она является стипендиатом Союза художников России. Её работы всегда имеют осмысленный подтекст, живописно выразительны, неповторимы по характерному художественному почерку: «Сирокко» (2015 г.), «Ночь в Вифлееме» (2022 г.), «Сотворение мира» (2023 г.) и многие другие, с которыми зритель имеет возможность познакомиться на этой выставке.
Анастасия Дронова после окончания Московского художественного лицея поступила в МГАХИ имени В.И.Сурикова. В 2022 году завершила обучение на факультете графики в мастерской под руководством, академика РАХ, профессора А.А.Любавина. С 2023 года она является художником-стажером в Творческой мастерской графики Российской академии художеств под руководством академика РАХ Д.Н.Санджиева. С 2024 года – становится членом Московского Союза художников (объединение художников графического станкового искусства). Художественная деятельность автора связана с печатными техниками, в частности, с шелкографией. С 2019 года она стала сооснователем графической мастерской «FERRUM» внутри Московской мастерской шелкографской печати Российской академии художеств. На выставке представлены ее работы в сложных графических техниках, которыми она занимается увлеченно и успешно (офорт, шелкография, сухая игла). Зрители увидят большую серию работ «Извне» (2020 г.), «Источник» (2022 г.) и другие чрезвычайно интересные графические произведения Анастасии Дроновой.
Текст подготовлен на основе статьи академика РАХ Татьяны Скоробогатовой Управлением информации (пресс-службой) РАХ.






версия для печати