Выставочный проект «Вселенная Конёнкова», посвященный 150-летию со дня рождения С.Т.Коненкова (1874-1971) в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Сроки экспонирования: 11 июля – 1 сентября 2024 года.
Место экспонирования: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).

Российская академия художеств представляет выставочный проект «Вселенная Конёнкова», посвященный 150-летию со дня рождения одного из крупнейших скульпторов ХХ века, действительного члена Академии художеств СССР Сергея Тимофеевича Конёнкова (1874-1971). Концепция экспозиции выстраивается по монографическому принципу, отражающему все этапы творчества скульптора. Основу выставки составят около 100 произведений из фондов Мемориального музея «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» МВО РАХ на Тверской, 17.
Его искусство многогранно и сложно - практически нет ни одной области человеческой деятельности, ни одной эпохи, которые не нашли бы отражение в работах этого великого мастера. За 80 лет им были созданы произведения, по которым можно проследить не только историю России, но и других стран, где он жил и работал – Италия, Греция, Америка. Сергею Конёнкову по праву принадлежит титул реформатора русской пластики. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора - «лесная серия», поразившая современников необычной для того времени острой пластической гиперболой и смелой фантазией. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства, среди которых «Бах» - само олицетворение музыки, и реалистические портреты друзей - Шаляпина, Рахманинова, Павлова, Есенина, русских писателей - Толстого, Пушкина, Достоевского, образы учёных и в том числе знаменитый портрет Альберта Эйнштейна.
С.Т. Конёнков учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества у выдающихся мастеров С.И. Иванова и С.М. Волнухина. Большое влияние, несмотря на мимолетность общения, оказал на скульптора блистательный Паоло Трубецкой. Совершенствование мастерства Сергей Тимофеевич продолжил в Санкт-Петербургской Академии художеств, в мастерской В. А. Беклемишева, где и был создан первый конёнковский шедевр – дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» (1902 г.). Доминантой первого зала выставки станет максимально увеличенная фотография этой скульптуры, там же будет демонстрироваться уникальная коллекция ранней графики автора. Топография московского периода творчества мастера (1902-1916 гг.) сформирована из признанных шедевров Серебряного века, включающих портреты «Паганини», «Пастушок» и «Пастушка Настя». Деревянная скульптура будет представлена такими работами, как «Лесовик», «Вакх с малахитовыми глазами», «Жар-птица». Экспозицию дополнят уникальные снимки исторической хроники и скульптур, выполненных в начале ХХ века, местонахождение которых сейчас неизвестно, а также фотографии московской мастерской на Пресне.
Революция 1917-го сделала Конёнкова первым скульптором республики. В этом же году он приглашён для оформления Красной площади и установки на Сенатской башне Кремля знаменитой мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов», а чуть позже - памятника «Степан Разин» на Лобном месте (1918-1919 гг.). Этот период биографии Сергея Конёнкова был отмечен творческим сотрудничеством с поэтами-имажинистами, дружбой с Сергеем Есениным и Айседорой Дункан, что запечатлено на снимках из фонда музея («Портрет С. Есенина» и «Танцующая Айседора»). Участие скульптора в оформлении столичной Кустарно-промышленной выставки 1923 года и сотрудничество с архитектором А.В. Щусевым будет также отражено в фотографиях.
Открытием выставки должен стать так называемый американский период. С 1924 по 1945 год Сергей Тимофеевич жил в США. Именно в Америке к нему пришла мировая известность: в 1926 году на международной выставке в Филадельфии он завоевал престижную премию, которая утвердила за ним ведущее место в художественном мире зарубежья. По заказу Верховного суда и для Института высших исследований в Принстоне он создал грандиозную галерею выдающихся юристов и ученых. Этот биографический отрезок творчества мастера, уже получившего мировое признание, будет освещен на выставке через блистательные портреты Альберта Эйнштейна и его приемной дочери Маргот Эйнштейн, Сергея Рахманинова, Федора Достоевского. Галерею дополнят живописные и графические произведения знаменитых художников – друзей Конёнкова: Николая Фешина, Бориса Григорьева, Бориса Федоровича Шаляпина.
Еще одной гранью таланта скульптора стали евангельские образы («Пророк», «Иоанн Богослов», «Христос»), а также графические работы на темы библейских сюжетов. Уникальные фотографии обширной скульптурной серии помогут понять развитие пластического замысла образа Самсона, столь важного для всего творчества Конёнкова. Ранее неизвестные фотографии из фондов музея, распечатанные в большом формате, дополнят экспозицию. Предметы из коллекции скульптурной сказочной мебели дадут возможность представить интерьер нью-йоркской мастерской Конёнкова в 1930-1940-е годы. За время работы в США проявил себя не только выдающимся скульптором, но и глубоким мыслителем, оставившим потомкам оригинальную систему теософских представлений, которая получила отражение в его символической графике.
В 1945 году, когда ему исполняется семьдесят один год, Сергей Тимофеевич возвращается в Россию и вновь занимает ведущее место на олимпе русской скульптуры. Родина подарила ему новый заряд энергии. Творческая активность мастера была поразительной: он создает монументальные композиции, оформляет театр в Петрозаводске, выполняет рельефы для Института геохимии им. В. И. Вернадского, работает над портретами современников. Период с 1945 по 1971 год представлен на выставке скульптурными произведениями, а также никогда ранее не экспонировавшимися рисунками на фанере и рисунками в технике «граттаж».
В 1954 году С.Т. Конёнков был вновь избран в действительные члены Академии художеств СССР, впервые получив это высокое звание в 1916 году в Императорской Академии художеств. Уже в конце жизни мастер предпринимает попытку создать, пожалуй, первую на то время кинетическую скульптуру, речь идет о последнем, так и незавершенном проекте - композиции «Космос». На академической выставке впервые будет показана «космогоническая» авторская графика, уникальные хроники и документальные фильмы о мастере, отснятые в 1947-1960-х годах.
Творчество великого скульптора ХХ века оказало огромное влияние на последующее развитие советского пластического искусства. Масштабный выставочный проект «Вселенная Конёнкова» предоставит возможность напомнить о традициях отечественной национальной скульптуры. Российская академия художеств в рамках юбилейных мероприятий, планирует проведение научной конференции «С.Т. Коненков. К 150-летию скульптора» и издание альбома-каталога «Конёнков».
Текст подготовлен на основе статьи кандидата искусствоведения С.Л.Бобровой Управлением информации (пресс-службой) Российской академии художеств

СМИ о проекте:
Министерство культуры РФ. Выставочный проект «Вселенная Конёнкова», посвященный 150-летию С.Т.Конёнкова (1874-1971)
Телеканал «Россия-Культура». Новости культуры, эфир 11.07.2024. Выставка работ Сергея Конёнкова открылась в залах Академии художеств
Литературная газета. Какая мощь! Какая глыба! Выставочный проект «Вселенная Конёнкова» в Москве
Музеи России. Проект «Вселенная Конёнкова», посвященный 150-летию со дня рождения С.Т. Конёнкова, в МВК РАХ
Афиша. Выставка в Москве: Вселенная Коненкова
Сultobzor. Выставочный проект «Вселенная Конёнкова» в МВК РАХ Галерее искусств Зураба Церетели
Город Зовёт. Выставочный проект «Вселенная Конёнкова», посвященный 150-летию С.Т.Конёнкова (1874-1971)
Сabinet del art. Арт-обзор самых ярких выставкок Москвы 04.07-11.07.24. Проект «Вселенная Конёнкова»






версия для печати