Доклады в рамках Научного семинара по древнерусскому и церковному искусству РАХ. 2024 г.
Отделение искусствознания и художественной критики, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашают принять участие в Научном семинаре по древнерусскому и церковному искусству. Заседания проходят в смешанном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21). Вход на очное мероприятие свободный, без предварительной регистрации.
22 января 2024 года, в 16:00. Доклад: «Иконы-складни Императорской семьи».
Докладчик: Жанна Григорьевна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея им. Андрея Рублева, кандидат искусствоведения.
Анонс: События частной жизни императорской семьи Романовых часто выходили за рамки обычных семейных торжеств. Представители династии получали памятные подарки по случаю рождения «высоконоворожденных младенцев», их совершеннолетия, складывающейся общественной деятельности, спасения от несчастных случаев и покушений; широко праздновалось 300-летие Дома Романовых (1913). В XIX веке сложился особый тип подарков, подносимых членам императорской семьи по случаю различных памятных событий. Иконография таких предметов имеет индивидуальный характер, а стиль и технологии характеризуют ведущие направления художественного творчества эпохи, особенно фирм со званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Лекция рассказывает о нескольких интересных предметах второй половины XIX – начала ХХ веков, принадлежавших нескольким поколениям семьи Романовых. Подарки монархам подносили подданные разных сословий и социальных групп. Каждый подарок венценосной особе сопровождает история, частично ее приоткрывают памятные надписи, при этом более сокровенная их часть навсегда останется тайной.
21 февраля 2024 года, 16:00. Доклад «Драгоценный убор иконы Богоматерь Одигитрия (Грузинская) из Покровского суздальского монастыря. Опыт изучения и атрибуции». Часть 2.
Докладчик: Людмила Владимировна Ковтырева, кандидат искусствоведения, хранитель фонда драгметаллов Государственной Третьяковской галереи.
Анонс: Двухсторонняя икона Спас Вседержитель – Богоматерь Одигитрия (Грузинская) мало изучена. До сегодняшнего дня спорными остаются вопросы её происхождения и датировки. Вне поля зрения исследователей оказался многосоставный драгоценный убор образа Богородицы, изучение которого, на основе монастырских описей, позволило уточнить историю почитаемой иконы. Результаты были представлены докладчиком в предыдущем сообщении на нашем семинаре 29 сентября 2021 года (ссылка на Ютуб-канал РАХ). Исследование было продолжено, и особое внимание в настоящем сообщении мы уделим окладу оборотной стороны иконы с изображением Спаса Вседержителя. В докладе будут представлены итоги анализа окладов оборотной и лицевой стороны иконы, позволяющие уточнить атрибуцию двухсторонней иконы Спас Вседержитель – Богоматерь Одигитрия (Грузинская) из суздальского Покровского монастыря.
18 марта 2024 года в 14:00. Доклад «Музей современного христианского искусства в ХХI веке. Лесосибирск-Москва».
Докладчик: Анна Константиновна Флорковская, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, заведующая отделом Искусство XX–XXI веков НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: Музей современного христианского искусства – уникальное явление в культуре России нашего времени. На сегодняшний день он является единственным музеем в стране, где собрано современное светское искусство на религиозную тему. Десятки художников, работающих в живописи, графике, скульптуре, представляют в нем свои работы, созданные как личная молитва. Их искусство призвано не участвовать в богослужении, а свидетельствовать миру о христианской вере, о ценностях христианского осмысления истории и культуры языками искусства XXI века. В зарубежной практике христианских церквей епархиальные музеи искусства «возле церковных стен» – не редкость. Такое искусство создается и в России, особенно активно – с рубежа XX–XXI веков, и сегодня находится в фокусе внимания художников, зрителей, историков искусства, коллекционеров. Христианское искусство как часть современной культуры становится связующим звеном между церковью и миром. История Музея началась в 2000 году, сначала в Красноярском крае, трудами протоиерея Андрея Юревича – основателя музея, и Марины Москалюк, в то время заместителя председателя Отделения РАХ «Сибирь, Урал, Дальний Восток». Это был совместный с Российской академией художеств 10-летний проект, вылившийся в 5 выставок биеннале и завершившийся созданием Музея современного христианского искусства в городе Лесосибирске. С 2011 года деятельность Музея продолжилась в Москве, хотя пока у него нет собственного помещения. Его коллекции включают на сегодняшний день несколько десятков имен, сотни произведений искусства и продолжают пополняться. Разнообразие творческих подходов к библейским темам наших современников-художников отражает и делает видимой ту живую веру, которая продолжает действовать и сегодня.
В заседании семинара примут участие: протоиерей Андрей Юревич, настоятель храма Архангела Михаила в Куркине, начальник архитектурного отдела ФХУ РПЦ, член Союза архитекторов России, Почетный архитектор России, Почетный профессор МАРХИ, профессор Международной Академии Архитектуры, советник Российской академии архитектуры; Марина Валентиновна Москалюк, доктор искусствоведения, профессор, Почетный член Российской академии художеств, главный научный сотрудник Гуманитарного института Сибирского федерального университета в Красноярске, профессор кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусств Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск); Виктор Владимирович Барашков, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и технологий НИУ МГСУ.
22 апреля 2024 года в 16:00. Доклад «Становление иконописи на Кубани в конце XX – начале XXI веков. Роль Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко в развитии иконописного искусства».
Докладчик: Софья Анатольевна Мачигина, научный сотрудник ГБУККК «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко», председатель ККОО «Творческий союз иконописцев» им. князя Е.Н. Трубецкого, ведущий специалист Центра изучения и развития культуры казачества ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».
Анонс: Музей — это не только коллекция раритетов, но и комплексное учреждение, имеющее своими задачами собирание, систематизацию, научное изучение предметов культурного наследия, их популяризацию, просветительскую деятельность. Важное место в отечественной духовной культуре принадлежит иконе. В докладе речь пойдет о роль Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко в развитии иконописного искусства на Кубани.
В нынешнем году этот старейший и крупнейший на Юге России художественный музей отмечает своё 120-летие. Начало его уникальной коллекции положил Фёдор Акимович Коваленко, посвятивший свою жизнь собиранию художественных произведений, поддержке искусства и его популяризации. Среди экспонатов Краснодарского краевого художественного музея есть иконы, поступившие из Екатеринодарской картинной галереи. Возможно, они входили в коллекцию Ф.А. Коваленко. Для эпохи рубежа веков были характерны движение российского общества к истокам своей культуры, поиск основ народной самобытности. Одним из важных результатов этих поисков явилось «открытие» художественного значения русской иконы как яркого, уникального явления мировой культуры. Ф.А. Коваленко положил начало музейному собранию, подарил казачьей столице свою коллекцию произведений искусства и тем создал условия для последующего развития научной и просветительской деятельности, в том числе и в области иконописи.
Основу иконописного собрания составили произведения, поступившие в Краснодарский художественный музей из Государственного музейного фонда в 20–30-е годы XX века. Благодаря активной деятельности директора музея Р.К. Войцика в собрание древнерусской живописи вошли иконы Московской, Новгородской школ, Северные письма. Сегодня музей бережно хранит собрание из 70 работ, развивая деятельность по дальнейшему изучению и популяризации сакрального искусства. С начала 1990-х годов музей проводит выставки иконописи, каждая из которых становится этапом на пути освоения зрителем этого непростого для понимания искусства.
В докладе проводится анализ процесса становления иконописи на Кубани в конце XX – начале XXI веков, внимание сфокусировано на роли Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко в развитии иконописного искусства. Автор поднимает следующие вопросы: становление иконописи на Кубани в конце XX – начале XXI веков на примере творчества ведущих мастеров; экспонирование икон в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко и новые формы репрезентации иконописного искусства; экскурсионная деятельность Художественного музея им. Ф.А. Коваленко на основе постоянной экспозиции иконописи и временных тематических выставок с привлечением работ современных иконописцев; просветительская деятельность музея в области сакрального искусства; вопросы взаимодействия музея с государственными, церковными и общественными институциями в деле сохранения произведений иконописного искусства как объектов наследия – материального и одновременно нематериального.
20 мая 2024 года в 16.00. Доклад: «Изображения и сюжеты на изразцах XVIII века (по материалам археологических работ в г. Москве)».
Докладчики: Владимир Адольфович Беркович, заместитель генерального директора ООО «Археологические изыскания в строительстве»;
Екатерина Николаевна Святицкая, заведующая сектором отдела археологии ГБУК «Музейное объединение “Музей Москвы”».
Русские сюжетные изразцы XVIII века создавались под влиянием нескольких традиций. С одной стороны, мастера вдохновлялись классическими образами древнерусских рельефных (терракотовых, поливных) изразцов: лев, олень, грифон, птица сирин и т.д. С другой стороны, на русских изразцах имитировалась делфтская (голландская) манера: голубая роспись по белому фону; изображения зданий, зверей, птиц, библейских сцен и эмблем. Многочисленные сюжеты изразцов восходят к профессиональным иллюстрациям (гравюрам), как западноевропейского происхождения (библейские гравюры, иллюстрированные сборники басен, эмблем), так и к непосредственно русским изданиям (геральдика, эмблематика, иллюстрации к поучительным и развлекательным текстам, лубочные картинки).
Исследователями русского изразцового искусства XVIII века отмечается разнообразие сюжетов и изображений на изразцах указанного периода и многочисленность их источников. Изразцы XVIII века, найденные на территории столицы при проведении археологических наблюдений и раскопок, – как отдельные, так и в составе археологических коллекций, – часто пополняют собрание ГБУК г. Москвы «Музейное объединение “Музей Москвы”». Сотрудники отдела «Археология» «Музея Москвы» вместе с коллегами – авторами полевых исследований – проводят научную обработку находок, их публикацию и презентацию в составе выставочных проектов. Результаты этой совместной работы по исследованию новых и ранее поступивших в фонды музея изразцов представлены в настоящем докладе.
18 ноября 2024 года в 16:00. Доклад «В поисках утраченной традиции. К истории церковной живописи в императорской России».
Докладчик: Константин Ильич Маслов, кандидат искусствоведения, реставратор монументальной живописи.
Преобразованиями императора Петра I были оборваны, казалось, навсегда связи России Древней и России Новой: «Сильною рукой дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине»,- писал в 1811 году Николай Карамзин. Иконопочитание не ставилось под сомнение Великим Преобразователем, но характер церковной живописи был изменен под влиянием приглашенных им из Европы европейских художников, а унаследованному от России Древней иконописанию было предоставлено право существовать лишь в качестве ремесла простого народа. С начала XIХ века пренебрежительное отношение к отечественной иконе в «образованном обществе» постепенно начинает меняться и концу столетия рождается идея учреждения «Комитета попечительства о русской иконописи» с целью развития и сохранения традиций «русской старины византийской древности».
Научные семинары по древнерусскому и церковному искусству проходят с 2001 года. Их основателем и бессменным научным руководителем все эти годы выступала Анна Вадимовна Рындина (1937–2023) – доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РФ.
По вопросам участия в семинаре, пожалуйста, обращайтесь по адресу: art-rah@mail.ru, советник Отделения искусствознания и художественной критики, академик РАХ Елена Олеговна Романова.