VIII научно-практическая конференция «Проблемы печатной графики» в РАХ
В рамках программы фундаментальных научных исследований Российской академии художеств 26-27 апреля 2023 года состоится VIII научно-практическая конференция «Проблемы печатной графики».
26 апреля 2023 года заседание конференции прошло в Белом зале Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21) и сопровождалось прямой трансляцией на YouTube-канале РАХ.
27 апреля 2023 года состоялся выездной мастер-класс в творческой мастерской академика РАХ М.М. Верхоланцева по ксилографии – торцовой и продольной гравюре на дереве, с показом процесса создания эстампа от гравирования доски до печати оттиска на бумаге.
Организаторы конференции: Российская академия художеств, Отделение графики РАХ, Отделение искусствознания и художественной критики РАХ, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Целью конференции является исследование современного состояния печатной графики и исторических аспектов ее развития; углубление представления о возможностях техник печатной графики на основе изучения музейных собраний и коллекций печатной графики, архивных материалов; расширение знаний о методических основах академической графической школы и изучение возможностей современных методик преподавания многообразных техник печатной графики; исследование творчества малоизученных выдающихся мастеров графического искусства и выявление новых имен; выявление комплекса проблем, связанных с функционированием печатных мастерских, печатных студий, домов творчества; изучения влияния техник печатной графики на общее развитие культуры и современного художественного процесса.
VIII научно-практическая конференция «Проблемы печатной графики» и издание коллективной монографии по ее материалам являются научно-исследовательской разработкой Отделения графики Российской академии художеств.
Программа конференции
Начало заседания – 11.00. Регламент докладов – 15-20 минут.
Вступительное слово
Калинин Виктор Григорьевич, первый вице-президент Российской академии художеств
Рожин Александр Иванович, академик Российской академии художеств
Ведет конференцию
Синицына Александра Николаевна, академик Российской академии художеств, член Отделения графики
Выступления
Харшак Андрей Александрович, член-корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ, член Союза художников России, руководитель Творческой мастерской графики РАХ в Санкт-Петербурге
Петроград в печатной графике первой половине 1920-х годов. Альбомы А.П. Остроумовой-Лебедевой, М.В. Добужинского, П.А. Шиллинговского
Зуев Владимир Валентинович, член-корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ, профессор (ВАК), г. Нижний Тагил
От концепции до воплощения. Опыт создания серии гравюр на металле по книге Итало Кальвино «Невидимые города»
Ветров Александр Егорович, почетный член РАХ, Заслуженный художник РФ, Председатель секции графики МОО ВТОО «СХР», член МСХ секции «Московский Эстамп»
Особенности изображения пейзажа 1970-1990 гг. в офортах московского художника, печатника (Комбинат художественных работ, г. Химки) Штейнгардта Ильи Самойловича (род. 1938 г.)
Коновалов Михаил Юрьевич, почетный член РАХ, Председатель Правления отделения «Московский эстамп» Московского союза художников, член Правления Московского союза художников
Богомолова Ольга Прокофьевна, доцент кафедры «Рисунок и живопись» Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского Московского политехнического университета, член Правления отделения «Московский эстамп» Московского союза художников
Объединение «Московский эстамп». 1992-2022 гг. Тенденции в развитии печатных техник на примере тридцатилетней творческой деятельности художников-эстампистов. Проблемы в работе с материалом и их преодоление. Обзор ежегодных выставок Московского эстампа.
Орлов Сергей Игоревич, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Дмитрий Плавинский. Структурный символизм.
Верхоланцев Михаил Михайлович, академик РАХ, Заслуженный художник РФ
Ксилографии Александра Дурандина
Гиршман-Кистович Ирен Александровна, художник, искусствовед, член ТСХР, член СХ Туркменистана
Линогравюра 50-60 гг. в творчестве Станислава Бабикова. Трансформация мотива
Бартельс Наталья Викторовна, старший научный сотрудник Отдела словаря художников Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ
Русский гравированный чудотворный образ Богоматери «Неувядаемый Цвет» на Фаворе. К вопросу о традиции почитании печатных икон
Кизилов Владимир Александрович, член-корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ
Модульный офорт
Григорьева Наталья Евгеньевна, член-корреспондент РАХ, консультант Отделения графики РАХ
Линогравюра в творчестве чувашского художника И.Т. Григорьева (1906-1984)
Лукьянов Иван Евгеньевич, член МСХ, главный художник издательского отдела благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»
Гравюра в полиграфическом издании на примере каталога М.М. Верхоланцева. Золотая коллекция гравюры. Каталог как произведение печатного искусства, живой музей графики одного художника
Бер Марк Владимирович, студент 6 курса МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ
Новые принципы работы в технике «Шелкография» основанные на историческом и техническом развитии».
Камбулатов Евгений Марадович, художник-график
Создание и развитие офортной мастерской Ferrum Print Lab
Авдеенко Милали́ка Сергеевна, студентка 4 курса Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) по направлению теория и история искусств
Поэтика женского образа: от японской ксилографии к европейской литографии эпохи модерна
Багровников Николай Адрианович, доктор философских наук, доцент, Доцент кафедры философии, истории и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова
О некоторых взаимосвязях между ксилографией и скульптурой в формате дунайской школы
27 апреля 2023 года в рамках VIII ежегодной Научно-практической конференции «Проблемы печатной графики» состоялся мастер-класс в творческой мастерской академика Российской академии художеств Михаила Михайловича Верхоланцева в Москве. В занятии приняли участие более 30 студентов МГХПУ им. С.Г. Строганова и ВГИК им. С.А. Герасимова, а также члены научно-творческого коллектива РАХ и коллеги-художники из других городов. На мастер-классе, посвященном созданию графических произведений, М.М.Верхоланцев рассказал о процессе работы над торцовой и продольной гравюрой - от доски до печати оттиска, поделился секретами своей печати, способом достижения авторского серого цвета, продемонстрировал навыки и дал попробовать свои силы всем желающим.
Дополнительная информация: тел.: +7 (495) 637-56-33; +7 (495) 637-49-68, Отделение графики Российской академии художеств
Фоторепортаж: пресс-служба РАХ, Елена Клембо для РАХ; съемка и монтаж видео: Федор Андреевич Лавров