Доклад «Вифлеем в иконе: увидеть свет Звезды!..» в рамках научного семинара по древнерусскому и церковному искусству в РАХ

 

Отделение искусствознания и художественной критики, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашают принять участие в Научном семинаре по древнерусскому и церковному искусству. Заседания проходят в смешанном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и онлайн с прямой трансляцией на сайте и Youtube-канале РАХ. Вход на очное мероприятие свободный, без предварительной регистрации.

23 декабря 2022 года, 16:00. Доклад «Вифлеем в иконе: увидеть свет Звезды! Иконография образа Рождества Христова в современную эпоху возрождения иконописной традиции»
Докладчик: Софья Анатольевна Мачигина, председатель Краснодарской краевой общественной организации «Творческий союз иконописцев» им. князя Е.Н.Трубецкого, ведущий специалист Центра изучения и развития казачьей культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», руководитель Иконописной мастерской им. святой преподобномученицы Марии (Елизаветы Пиленко), руководитель Школы иконописи им. святых преподобных иконописцев Алипия и его ученика Григория Киево-Печерских, член Рабочей группы по наследию Совета по культуре и искусству при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края.
Анонс: 4-й глас Тропаря гласит: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе». Икона Рождества Христова наполнена богословским смыслом, накопленным в православии за 2000 лет. Этот образ не только живо хранит память о совершившемся вочеловечении, - он постоянно напоминает нам и о предстоящем втором пришествии Господа. Вот почему в восточной церкви икона Христа считается неотъемлемым элементом христианского вероисповедания, и в ней усматривается «сокращённый» Символ Веры. Первые изображения, повествующие об этом событии, относятся к III-IV векам, и обнаружены в римских катакомбах. На Руси этот сюжет был очень популярен. Поскольку русская иконография Рождества сформировалась под влиянием византийских канонов, русские мастера четко следовали этой традиции, допуская лишь незначительные отступления.
Празднование 1000-летия Крещения Руси стало поворотным моментом в возрождении церковной жизни России вообще, и в развитии иконописной традиции, в частности. Предлагаемое исследование посвящено проблематике иконографии образа Рождества Христова в современную эпоху с 1988 года по настоящее время. В докладе освещается краткий ретроспективный взгляд на иконографию Рождества в прошлом, но акцент делается на творчестве иконописцев современного периода. Автор анализирует такие аспекты этого образа как сюжет, содержание иконы, отображаемые моменты и персонажи этого великого события в христианской церкви, композиция, символика, колористическое и пластическое решение, общее и особенное в авторском прочтении данного сюжета различными иконописцами. Доклад будет интересен и полезен практикующим иконописцам, специалистам, занимающимся проблематикой иконографии, обучающимся и педагогам профильных учебных заведений, всем, кто хочет углубить свои познания в Православии, возвыситься духовно через постижение высшего из искусств — древнего искусства иконописи.

23 ноября 2022 года, 16:00. Доклад
«Церковь Знамения за Петровскими воротами (1676–1681). Проблемы стилизации росписи»
Докладчик: Арсений Владимирович Скворцов-Питерский, аспирант Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, искусствовед ООО «Вифания», преподаватель Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Анонс: Церковь Знамения за Петровскими воротами (1676–1681) достаточно известна как один из памятников московского узорочья. Первая монументальная декорация (вероятно, XVII века) была полностью утрачена в середине XIX века. На её месте была создана роспись в стилистике характерной для палехских мастеров, важно заметить, что к росписи предъявлялось требование быть стилизованной под древнюю.
В данный момент заканчивается этап реставрации и воссоздания монументальной декорации храма. В ходе этих работ были отреставрированы росписи XIX века, а также созданы новые. И в этот раз перед авторами росписи также стояла аналогичная задача стилизации. Важно отметить, что роспись XIX века расположена преимущественно в четверике, а современная – в трапезной.
Такие обстоятельства создания монументальной декорации представляют интерес, в сложившихся условиях задача стилизации под XVII век отнюдь не вела к одинаковому результату. На примере данного памятника можно проследить динамику изменений представлений художников о древнерусском искусстве. Доклад посвящён завершению реставрации росписи памятника и проблематике стилизации и историзма.



В 2021 году циклу научных семинаров отдела древнерусского и церковного искусства РАХ исполнилось 20 лет. Их бессменный научный руководитель – Рындина Анна Вадимовна, академик Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор.

По всем вопросам обращайтесь по адресу: art-rah@mail.ru, советник Отделения искусствознания и художественной критики Романова Елена Олеговна






версия для печати