Выставка «История одной картины: Белая Россия. Исход» Дмитрия Белюкина в Москве

 

Другие выставочные залы


Фото-репортаж:  Дом русского зарубежья им. А. Солженицына
Дата экспонирования: 30 июня - 14 августа 2022 года
Место экспонирования: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2).
Дом русского зарубежья им. А. Солженицына представляет выставочный проект народного художника России, академика Российской академии художеств Дмитрия Белюкина «История одной картины: Белая Россия. Исход». В экспозицию включены этюды и наброски к монументальной работе «Белая Россия. Исход», а также ряд произведений, вдохновленных темой русской эмиграции: «Осколки», «Выгрузка армии генерала Кутепова в Галлиполи», «Чужой рассвет. Казаки на острове Лемнос» и др.
Дмитрий Анатольевич Белюкин — современный художник, известный миру многогранностью своего таланта: как автор исторических и жанровых композиций, пейзажист, живописец, график, книжный иллюстратор. Своим творчеством он продолжает реалистические традиции русского искусства, один из тех немногочисленных художников, кто сохранил для истории отечественного искусства станковую тематическую картину. Белюкин — художник больших тем, и одна из ведущих тематических линий его творчества — историческая.
Будучи стажером Творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством академиков А.П.Ткачева и С.П.Ткачева, Дмитрий Анатольевич приступил к осуществлению монументального замысла — картины «Белая Россия. Исход». Зная, что задуманная композиция будет густо «населена» персонажами, художник на протяжении нескольких лет везде, где бывал: в Сибири, на Дону, на Валдае — без устали искал типажи и рисовал, писал портреты людей разных «сословий» — казаков, священников, монахов. Портретировал и просто знакомых, в лицах которых находил соответствующую задаче характерность. Автор делал многочисленные этюды вещей, доподлинно изображая мундиры, шинели, френчи, всевозможные детали и аксессуары.
Отношение к этюду у художника такое же, каким оно было у классиков русской живописи: почти каждая из подготовительных работ, будь то обобщенный, выполненный размашистым импрессионистическим мазком набросок или же детализированный, подробно прописанный фрагмент будущего полотна, живет по законам завершенной композиции, то есть пластически сгармонизирована, уравновешена по своим ритмам, соотношению колористических пятен, распределению масс. В процессе работы на «Белой Россией…» и углубленного изучения темы русской эмиграции у художника родился замысел создания целого цикла произведений: выгрузка русского флота в Бизерте, палаточный город армии генерала Кутепова в Галлиполи, казаки на Лемносе…

На открытии выставки выступила исполняющая обязанности директора Центрального музея вооруженных сил Евгения Гладких, поделившаяся своим впечатлением от первого момента знакомства с картиной: «Меня поразила невыразимая боль утраты и безысходность. Дмитрий Анатольевич, наверное, держал кисть не рукой, а сердцем».
Академик Российской академии художеств, искусствовед Светлана Маслакова подчеркнула «многотрудность картины», призвав всех присутствующих убедиться в том, сколько вложено мастерства в работу Дмитрия Белюкина.
Заместитель директора ДРЗ, военный историк Игорь Домнин, более тридцати лет посвятивший исследованиям белой эмиграции, рассказал, что увидел репродукцию картины «Белая Россия. Исход» еще в середине 1990-х годов, и она «потрясла глубиной проникновения в трагедию и умением донести эту трагедию до нас, граждан России». «Эта картина — документальная вещь, — продолжил он. — Она должна изучаться, должна быть в учебниках истории».
Член-корреспондент РАХ, художник Дмитрий Слепушкин, среди многих появившихся в 1990-е годы и позже полотен на тему русской эмиграции выделил именно картину Дмитрий Белюкина, поскольку она создана «не на потребу дня, это серьезное искусство, с проработкой деталей вплоть до пуговиц», «в ней нет слащавости, нет фальши». Зная изнутри тяжелый труд художника, Дмитрий Слепушкин заключил: «Создание такой картины — это подвиг».
В течение церемонии открытия звучали стихи и песни а в исполнении ведущего научного сотрудника ДРЗ, барда Виктора Леонидова, дополняя эмоциональную атмосферу, созданную работами художника.
На основе релиза Музея
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати