Легендарному дирижеру Риккардо Мути вручены регалии почетного зарубежного члена РАХ

 

Фото: (с) Society Magazin/Tauchhammer

27 октября 2021 года в посольстве России в Вене состоялась торжественная церемония вручения регалий почетного зарубежного члена Российской академии художеств легендарному дирижеру Риккардо Мути.

В церемонии, организованной Посольством России в Австрии и Русским домом в Вене, приняли участие Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Австрии Д.Е.Любинский, вице-президент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств России А.А.Золотов, который специально прибыл из Москвы для исполнения этой почетной миссии. Вручение прошло в кругу известных представителей мира культуры России и Австрии.

Атмосфера была одновременно торжественная и дружеская, с шутками и воспоминаниями об истоках связи Мути с русским искусством, в обрамлении музыки Дебюсси и Чайковского в исполнении музыкантов двух знаменитых оркестров - Мариинского театра и Венского филармонического.
«Когда я буду играть русскую музыку – в Чикаго или других местах – я обещаю, что я буду носить этот значок. Я хочу показать, что я в малой степени часть вашей великой семьи», - сказал великий дирижер, возглавляющий ныне Чикагский симфонический оркестр.
Но итальянский маэстро весьма частый гость и в Австрии. В эти дни он репетирует с Венским филармоническим оркестром перед гастролями в Японии. А в августе на Зальцбургском фестивале Мути чествовали по случаю его 80-летия и 50-летия сотрудничества с фестивалем. Тогда под его руководством Венский филармонический оркестр и хор Singverein исполоняли Торжественную мессу Бетховена, при этом трое из четырех солистов были россияне – Алиса Колосова, Дмитрий Корчак и Ильдар Абдразаков. И это не случайно: творчество Мути тесно связано с русской музыкой и российскими музыкантами.

«Символично, что сегодняшняя церемония проходит в Вене – признанной мировой культурной столице. В городе, на ведущих площадках которого, как и на излюбленном публикой Зальцбургском фестивале, Риккардо Мути регулярно дает потрясающие концерты. В городе, подобно творческому магниту притягивающем также и многочисленных российских деятелей культуры, композиторов, музыкантов, певцов. В городе, буквально дышащем музыкой и историей. Мы гордимся, что это в полной мере можно отнести и к зданию российского Посольства», - сказал хозяин церемонии, Посол России в Австрии Дмитрий Любинский.
А профессор Андрей Золотов отметил, что в последние два десятилетия, при президентстве Зураба Церетели, академия, история которой насчитывает почти 300 лет, стала принимать в почетные члены «не только художников, связанных с изобразительным искусством, но и художников как таковых» - музыкантов, кинематографистов, театральных деятелей, писателей, чтобы «стать не только академией художников, но академией художеств в полном, целостном смысле этого слова». «Великий русский дирижер Евгений Мравинский часто повторял: «точность есть выразительность». И я уверен, что наше решение просить вас, маэстро Мути, принять нашу мантию и наши дипломы есть точное решение, столь же и выразительное», - сказал Золотов.
Посол Любинский и Золотов вместе облачили Мути в черно-красную мантию и шапочку почетного академика.

В своем ответном слове маэстро, поблагодарив за оказанную честь, рассказал, что дирижерская палочка Мравинского, подаренная ему женой великого русского дирижера, замечательной флейтисткой Александрой Вавилиной, лежит у него на рояле как почитаемая реликвия.
Особенно подробно рассказал маэстро о том, как его музыкальная карьера началась «благодаря Святославу Рихтеру». Оказывается, в 1968 году ожидался концерт Рихтера во Флоренции с оркестром, а дирижера не было. Мути тогда только что выиграл конкурс дирижеров, но был еще совершенно не известен.
«Театр спросил у Рихтера, захочет ли он работать с молодым итальянским дирижером. Рихтер ответил: «Если он хороший музыкант, почему нет?» - рассказал Мути, - Я был тогда в Милане и мне позвонили: «Маэстро Рихтер сейчас в Сиене, и он хочет с вами встретиться». Я подумал: «Он вряд ли хочет меня видеть просто так, ради личного знакомства». Я взял ноты и поехал. В программе был концерт Моцарта си бемоль мажор и фортепианный концерт Бриттена. Я зашел в прекрасный зал академии и увидел два концертных рояля. Я понял, что он не хотел просто меня увидеть, он хотел проверить, насколько я хорош. А для него хороший дирижер должен быть хорошим пианистом. Не только разговоры разговаривать. Я увидел этого гиганта. Он сказал через переводчика: «Пожалуйста, садитесь за рояль». Я начал за два такта до его вступления. Он сказал: «Нет, с начала». Так что я играл все оркестровое вступление – он не сказал ни слова. Когда мы закончили, он сказал: «Бриттен». И мы сыграли весь концерт Бриттена. Тогда он встал и сказал переводчику: «Если он дирижирует так же, как он играет, то  он хороший дирижер». Мы стали хорошими друзьями и он даже был у меня на свадьбе и подарил старинное русское серебряное ситечко для чая. Он любил Италию и всегда говорил: «У каждого человека на свете есть две страны: своя страна и Италия». Должно быть, есть какая-то таинственная связь между русскими и итальянцами. Потому что нет никакой другой причины, почему я дирижировал так много русской музыки».

Среди гостей вечера были президент и интендант Зальцбургского фестиваля Хелена Рабль-Штадлер и Маркус Хинтерхойзер, интендант Венского Концертхауса Маттиас Наске и председатель правления Венского филармонического оркестра Даниэль Фрошауэр. Музыкальные приветствия маэстро прозвучали от Заслуженной артистки России, солистки оркестра Мариинскоого театра Марии Федотовой (флейта) и от артистки Венского филармонического оркестра Екатерины Фроловой (скрипка), которой аккомпанировала солистка Московской филармонии, приглашенный концертмейстер Венской оперы Наталья Сидоренко.

На основе материала, подготовленного Андреем Золотовым – мл., сотрудником Русского дома в Вене
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств







версия для печати