Инновационный проект «Виртуальный реализм-2021» в Саратове

 

Другие выставочные залы


Период экспонирования: 14-31 октября 2021
Место проведения: Радищевский музей (Саратов, ул. Радищева, 41)
15 октября 2021 года в Радищевском музее состоится презентация выставочного проекта «Виртуальный реализм-2021», представляющего инновационные технологии в изобразительном искусстве. Руководитель проекта – Константин Худяков, вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого союза художников России. Участники проекта: Константин Худяков, Марина Худякова, Михаил Заикин, Наталия Ламанова (Москва), Антон Батишев, Яр Кирсанов, Илья Сипягин, Максим Тимофеев, Любовь Панина (Саратов).
Проект «Виртуальный реализм» ставит своей целью исследование пограничной зоны между актуальными информационными технологиями и «вечными» вопросами изобразительного искусства. В рамках проекта осмысливается драматичный опыт столкновения двух уровней сегодняшнего мира – реального и виртуального.  При всем разнообразии авторских подходов участников проекта, принадлежащих разным поколениям, выставка представляет цельное художественное высказывание. Признанные мастера цифрового искусства и молодые художники показывают широкую палитру возможностей цифровых медиа: от интерактивных мультимедийных инсталляций цифрового искусства до цифровых стерео-зеркал, цифровой графики и световой живописи, раскрывая новые возможности создания художественных образов.
Участники проекта обращаются к исследованию виртуальной и дополненной реальности, исходя из предположения, что единственно верным и технологически оправданным сценарием развития современного реализма является его обращение к изучению цифровых миров и поиск адекватного визуального языка. Ядро «виртуальных реалистов» состоит из людей, получивших фундаментальное классическое образование, для них новейшие технологии являются последовательным продолжением художественной традиции, в развитии которой на очередном витке научно-технического прогресса закономерно требуются новые инструменты для художественного высказывания, создания образа или картины.

Константин Худяков и Марина Худякова - выпускники МАРХИ, изучали архитектуру под руководством профессоров-конструктивистов, учились живописи у реалистов, сюрреалистов и футуристов, были художниками инновационного дизайна множества экспозиций исторических музеев. Стремление к новейшим технологиям привело в итоге к использованию компьютерных возможностей в искусстве. В конце 1990-х Константин и Марина Худяковы полностью перешли в своём творчестве на цифровые технологии.
Освоив технологический и эстетический опыт мечтателей ХХ века в цифровом искусстве, в том числе в виртуальной и дополненной реальности, авторы нового проекта «Световая природа женщины» превратили его в оружие против засилья непрофессионализма в мультимедийном пространстве. Это новое Цифровое Зазеркалье отражает причудливые и умудрённые большим жизненным опытом понятия добра и зла, красивого и безобразного, возможного и невозможного, свободы и вседозволенности в искусстве. Константин и Марина Худяковы предлагают зрелищный проект, в котором устраивают столкновение между правдой и ложью в инновационном искусстве.
Стремительно осваиваются VR и AR технологии, интерактивные и инновационные программы. Несколько новых работ Константина Худякова, представленных на выставке - «Череп Адама», «Не ждали», «Жертвоприношение», «Утро Стрелецкой казни» - это картины с добавленной реальностью. При помощи персональных электронных устройств (смартфонов, планшетов) зритель имеет возможность «погрузиться» в картину, войти в ее пространство. Технология виртуальной реальности (как и дополненной) позволяет преодолевать форму путем перехода одной формы в другую при помощи авторской художественной иллюзии. Пока технические возможности трансформаций таковы, что число вариаций ограничено, но хорошо известно, в какой стремительной пропорции увеличивается мощь электронных устройств. Уже не за горами возникновение пространств, в которых исчезнут прежние ограничения и привязки.
Михаил Заикин, архитектор по образованию, остается верен зодчеству в качестве основной области своих творческих поисков. Экспериментируя с трехмерным цифровым моделированием, художник находит эффективный способ преодолеть проектный статус архитектурной утопии, дав ей воплощение в виртуальной реальности. В его работах свидетельства больших исторических стилей прошлого вступают в гармоничное содружество с модернистскими формами. Серия выполнена в технике цифровой графики. В его работах на примере знаковых элементов коммунистической идеологии демонстрируются ее внутренние противоречия, а также связь символики с символами масонов и культами древнего Египта. Средствами новейших технологий он возводит грандиозный «Мавзолей», а также представляет «Метаморфоз Нарцисса».
Наталия Ламанова, наследуя ключевой для авангарда принцип объединения искусства и действительности, широко использует в своих работах различные возможности цифровых технологий, то перенося виртуальных персонажей в реальный мир и приглашая к взаимодействию, то, напротив, при помощи дополненной реальности (AR) вводя его в медиапространства, превращенные в обитель фантомных сущностей. Для выставки в Саратове были подготовлены четыре новых работы - Star, Ring, Рink, Fly - с применением технологии дополненной реальности. Новые возможности цифровых медиа будут продемонстрированы и на примере инсталляции «Цифровое камлание над Спасской башней» с применением интерактивного приложения. Планируется показ видеоарта «Броненосец «Потемкин», «Спутник», «Snake spell».
Антон Батишев относится к новому поколению медиахудожников, для которых граница между реальным и виртуальным имеет лишь символический характер. Он свободно использует все имеющиеся в наличии технические средства, в большей мере интересуясь самим содержанием авторского высказывания. Батишев – художник, внимательный к социальной проблематике, взятой во всей широте ее аспектов – от исследования феномена безумия до инструментов контроля. На выставку отобраны новые работы «Геометрия» и «Цугцванг».
Илья Сипягин - художник, работающий в разнообразных областях, таких как mixed-media, живопись, виртуальные и физические инсталляции. Через многоконцептуальность Сипягин пытается выразить хаотично изменчивую форму в искусстве, преследуя цель показать, что физическое и виртуальное существует в одно и то же время. Его работы рассказывают о том, что жизнь может выходить за рамки своих субъективных пределов. Он бросает вызов бинарному подходу и описывает глобальную культурную и философскую синэргию в 21 веке. Подчеркивая эстетику, он создает интенсивные образы, искусно созданные с помощью переплетения правил и упущений, принятия и отказа, заманивая зрителя в бесконечную спираль, где финал лишь иллюзия. В экспозиции представлен триптих «Грани когнитивизма» из серии «Cosmolution Метаморфоза симулякра».
Саратовский дизайнер Яр Кирсанов - участник сообщества художников-коллажистов Russian Collage. В 2019 был отобран в международный сборник современного визуального искусства Curatorial Volume. Leaders in Contemporary Art. Участник ряда выставок современного коллажа в России, Англии, Германии, Словении, Испании, Италии, Шотландии. Автор курса по цифровому коллажу. Работает с digital и mixed media графикой. В своих работах Ярослав обращается к теме цифровой, постчеловеческой телесности, а также к теме поиска идентичности в изменчивом мире будущего.
Саратовский художник Максим Тимофеев работает с digital и mixed media графикой, применяет новые технологии в живописи и скульптуре. Участник молодежных проектов Творческого союза художников России: «АРТ-Мастерская XXI» (Будущее сейчас, 2020; Бестиарий, 2021), арт-проекта «Взаимодействие» (2021), межрегионального выставочного проекта «Актуальная Россия» (совместно с РОСИЗО).
Художник Любовь Панина работает в сфере детского дизайна. Занимается иллюстрированием книг для маленьких детей, используя инновационные программы в цифровой графике. Как художник-психолог посредством художественных образов учит маленьких читателей и зрителей быть уверенными в себе, преодолевать страхи, не бояться внутренних и внешних чудовищ.
Стремящийся идти в ногу с развитием новейших информационных разработок «виртуальный реализм» не может не быть чутким к стремительно изменяющимся параметрам медиапространства и игнорировать последние технические достижения. Тесная связь этого направления с прикладной наукой, программированием и бурно развивающейся индустрией массовых коммуникаций вынуждает его беспрестанно искать новые возможности для обновления. Таким образом круг медиахудожников расширяется.
Поволжское отделение Российской академии художеств






версия для печати