Научная конференция «Фотография как искусство. Русский пикториализм» в РАХ и ГТГ

 

Государственная Третьяковская галерея и Российская академия художеств, Институт теории и истории изобразительных искусств РАХ приглашают исследователей искусства фотографии, специалистов музеев, архивов и библиотек принять участие в научной конференции «Фотография как искусство. Русский пикториализм», организованной в связи с проведением персональной выставки Николая Платоновича Андреева в ГТГ. Конференция пройдет очно в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и в Лекционном зале Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи (Москва, Лаврушинский пер., 12) и онлайн на платформе ZOOM. Также предполагается проведение прямой трансляции заседания на сайте и YouTube-канале РАX.

Участникам и гостям мероприятия: вход в здание РАХ возможен только при предъявлении QR-кода, а также документа, удостоверяющего личность. Во время заседания соблюдайте социальную дистанцию 1,5-2 метра, а также используйте индивидуальные средства защиты (маски, респираторы и перчатки).

Задача данной конференции – представить диапазон направлений исследований художественной визуальной культуры СССР и России. Творчество Николая Андреева дает возможность поговорить о самых разных явлениях отечественного искусства и о проблематике художественной фотографии в целом. По результатам конференции запланировано издание сборника научных статей.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ:

Регламент докладов 20 минут

13 декабря 2021 года. Белый зал Российской академии художеств

Регистрация: 10:00–10:30
Утреннее заседание: 10:30–13:00

Приветственное слово от Российской академии художеств
Золотов Андрей Андреевич, вице-президент и академик Российской академии художеств
Приветственное слово от Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств
Толстая Наталия Владимировна, директор института, член-корреспондент Российской академии художеств

Ахметова Дина Ирековна, главный научный сотрудник, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Наследие Иосифа Якобсона как образец художественной фотографии Казани начала ХХ века

Владимирская Юлия Ивановна, независимый исследователь, Минск (Белоруссия)
История развития Витебской фотографии в ХІХ веке

Рубинина Зоя Максимовна, старший научный сотрудник, отдел собрания фондов музея В.И. Ленина ГИМ, Москва
Проблема «высокой» и «массовой» фотографии в рамках одного направления (на примере фотографий 1920-х годов в составе коллекции «Фотографии» отдела собрания фондов музея В.И. Ленина (ФМЛ) ГИМ)

Самарин Владимир Владимирович, научный сотрудник, Музей Москвы, Москва
История собрания и экспонирования коллекции фотографий Ольги Игнатович в Музее Москвы

Потресова Юлия Владимировна, доцент кафедры «Графический дизайн» Московского художественно-промышленного института, Москва
Пластические тенденции в творчестве А.С. Потресова

Соловьева Екатерина, фотограф, исследователь визуальной культуры, Ганновер (Германия)
Неизвестные фотографы Костромской области 1930-1970-х годов и их наследие

Перерыв: 13:30–14:30
Дневное заседание: 14:30–17:30

Сапрыкин Василий Николаевич, художник, историк фотографии, Калуга
Современный русский дагерротип

Валера и Наташа Черкашины, фотографы, Москва
Внедрение пластического опыта художника в фотографическое пространство

Чмырева Ирина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ, Москва
Заново открытые. Русские пикториалисты на мировой фотографической сцене в 1990-2000-е годы

Хорошилова Анастасия Павлова, независимый исследователь, Берлин (Германия)
Выставка русской и советской фотографии за рубежом (1989, 1992, 2006)

Маркова Евгения Геннадиевна, искусствовед, независимый исследователь, Москва
Трансформация представлений о феномене пикториальной фотографии на примере анализа пресс-обзоров выставочного проекта «Russian Pictorial Photography» (Houston FotoFest, 2002)

Давыдова Марина Ивановна, научный сотрудник, хранитель отдела искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Современный пикториализм как новое фотографическое высказывание

Каменецкая Наталья Борисовна, фотограф, студент программы BA Photography Британской школы дизайна, Москва
Русские фотографы на международных выставках XX–XXI веков. Тематический анализ международных фестивалей фотографии с 2000 года

Комарова Евгения Александровна, заведующий отделом выставочной деятельности МБУК Центр культурного развития "Вертикаль" городского округа Пущино Московской области, председатель Московского областного регионального отделения Союза фотохудожников России
Проект «Фестиваль русской художественной фотографии» как исследование художественной фотографии в России второго десятилетия XXI века

Работа конференции в Российской академии художеств сопровождается выставкой фотографии «Эхо». Автор Владимир Александрович Куприянов (1954–2011) – художник, который работал с фотографией, создавая новые пространственные объекты и инсталляции. В его произведениях с конца 1980-х годов фотографии играют роль «медиаторов» времени и памяти. Во время обучения своих студентов и в публичных выступлениях Куприянов подчеркивал значение фотографии XIX–первой половины ХХ веков как источника творческого вдохновения для современного искусства.Выставка посвящена памяти художника и впервые спустя десять лет после его ухода представляет работы из фотографических циклов. Все фотографии предоставлены галереей Pop/off/art по разрешению наследников художника.
Выставку можно посетить 10–13 декабря в вестибюле Белого зала Российской академии художеств при наличии QR-кода.

14 декабря 2021 года. Третьяковская галерея, Лекционный зал Инженерного корпуса

Регистрация: 9:30–10:00
Утреннее заседание: 10:00–13:30

Приветственное слово от Третьяковской галереи
Карпова Татьяна Львовна, заместитель генерального директора по научной деятельности

Ментюкова Ольга Константиновна, заведующая сектором, отдел рукописей ГТГ, Москва
Роль искусства фотографии в творчестве и деятельности И.Н. Крамского

Панченко Ирина Александровна, старший научный сотрудник, сектор архива изображений отдела фотокиновидеофиксации ГРМ, Санкт-Петербург
Творческое наследие пионера русской пикториальной фотографии А.О. Карелина в собрании Государственного Русского музея

Седова Ирина Владимировна, приглашенный преподаватель ГИТИС, Москва
Коллекция негативов Ф.Л. Николаевского в фотоархиве Третьяковской галереи

Аннанурова Ольга Михайловна, преподаватель, Институт общественных наук РАНХиГС, Москва
Другое видение: пикториализм и стереоскопическая фотография на рубеже XIX—XX веков

Валова Мария Сергеевна, научный сотрудник, отдел рукописей ГТГ, Москва
Н.С. Гончарова в объективе известных фотографов: парижский период

Перерыв, кофе-брейк: 13:30–15:00
Дневное заседание: 15:00–18:00

Спиридонова Василина Андреевна, аспирант Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург
Фотопортреты М.С. Наппельбаума и А.П. Штеренберга: пикториализм или экспрессионизм?

Александрова Наталья Алексеевна, хранитель музейных предметов, отдел фондов Государственного музея А.С. Пушкина, Москва
Проблемы атрибуции фотографического наследия: на примере творчества Ю.П. Еремина в собрании Ю.Б. Шмарова

Боленко Константин Григорьевич, начальник отдел научно-исследовательской и просветительной работы, Музей-усадьба «Архангельское», Москва
Мачугина Ольга Васильевна, хранитель фондов, научно-фондовый отдел, Музей-усадьба «Архангельское», Москва
Усадьба «Архангельское» в открытках Ю.П. Еремина

Александрова Наталья Владимировна, ведущий научный сотрудник, отдел рукописей ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в годы Великой отечественной войны. Серия фотографий работы Н.И. Свищева-Паола

Нечаусова Лика Дмитриевна, хранитель, научно-справочный отдел фотокиноматериалов ГТГ, Москва
Взгляд художника на экспозицию Третьяковской галереи. Фотографии В.Б. Янкилевского

15 декабря 2021 года. Третьяковская галерея, Лекционный зал Инженерного корпуса

Утреннее заседание: 10:00–13:30

Талипова Галина Сергеевна, научный сотрудник, отдел истории науки и техники и изучения коллекции Политехнического музея, Москва
Коллекция пикториальной фотографии в собрании Политехнического музея: продолжение традиций

Чмырева Ирина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ, Москва
Авторская печать Николая Андреева как средство художественного фотографического высказывания

Палицкая Татьяна Рэмовна, старший научный сотрудник, научно-справочный отдел фотокиноматериалов ГТГ, Москва
Крым в творчестве Николая Андреева

Ерофеев Никита Павлович, научный сотрудник, научно-справочный отдел фотокиноматериалов ГТГ, Москва
Николай Андреев на канале Москва-Волга

Далибандо Маргарита Борисовна, художник-реставратор, заведующая мастерской реставрации фотодокументов отдела реставрации фондов ГИМ, Москва
Реставрация фотографий к выставке «Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма»

Шитова Екатерина Александровна, студент факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург
Особенности петербургского пикториализма на примере выставок последних лет

Перерыв, кофе-брейк: 13:30–15:00
Экскурсия по выставке «Николай Андреев. Мастер пикториализма»: 15:00–17:00

Дополнительная информация: e-mail: nii-arts@yandex.ru; тел.: +7(495)6373176.






версия для печати