Памяти Игоря Владимировича Пчельникова (1931-2021)
Российская академия художеств и вся отечественная культура понесли тяжелую утрату. 26 июня 2021 года на 91-м году жизни скончался народный художник РФ, академик Российской академии художеств Игорь Владимирович Пчельников (1931-2021).
Игорь Владимирович родился 30 мая 1931 года в Москве. Принадлежал к плеяде выдающихся мастеров, вошедших в историю отечественного монументального искусства. В 1956 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И.Мухиной. В составе творческой группы молодых художников - «шестидесятников» создал росписи, рельефы, мозаики во Дворце пионеров на Ленинских горах. В 1970–1980-е годы в соавторстве с И.Лавровой выполнил такие яркие и значительные произведения как цветные рельефы в Посольстве СССР во Франции и в интерьерах санатория «Южный Форос» в Крыму, объемно-пространственную композицию в ресторане гостиницы «Москва» и другие. А также совместно с Б. Тальбергом - ряд монументальных произведений в общественных зданиях Свердловской области. Среди последних работ И.Пчельникова в монументальном искусстве – замечательный фонтан на площади у Рижского вокзала в Москве (в соавторстве с М.Красильниковой, 2007г). Работы над художественным оформлением концертно-зрелищного Центра (г. Ярославль, 2010г.). Изобретательная фантазия, элементы игры, красота, свобода творческой мысли художников преображали интерьеры общественных зданий. Станковое искусство Пчельникова, включившее сотни портретов, пейзажей, тематических полотен, обращенное к основам человеческой жизни, наполненное ощущением сути бытия, захватывает глубиной и силой создаваемых образов, искренностью, обостренным чувством цвета и пространства.
С конца 1980-х годов Пчельников обратился к евангельской теме. Его полотна, исполненные драматизма, истового сопереживания, передают накал страстей современного мира. Художник трактовал их в философском контексте, видел в них возможность более глубоко и остро поднять темы человеческого бытия.
В своих станковых работах Пчельников продолжал оставаться монументалистом. Для него важны были конструкция произведения, рельефность живописной формы, столкновение контрастных цветовых масс, стремление к трехмерности самого произведения как предмета.
Искусство И.Пчельникова требует от зрителя ответной работы, заставляет размышлять, анализировать. Художник драматически переживал значительные или только ему заметные события, «дающие толчки для пластических рассуждений», в которых он выходил за рамки сугубо личных взаимоотношений с действительностью, поднимаясь на метафизические уровни.
Основные станковые произведения мастера: «Долгий вечер» (1986), «Рынок в Либревиле» (1992), «Сумерки» (2012), «Ночное окно» (2013), «Несение креста» (2016), «Снятие с креста», «Лестница», «Старые деревья», «Сад зимой», «Тени на снегу»
Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее (г.Москва), Русском музее (г.Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (г.Санкт-Петербург) и других государственных и частных собраниях нашей страны. Награжден Премией Правительства Москвы и Серебряной медалью Российской академии художеств.
Большая печаль и огромная утрата для Российской академии художеств. Скончался великий художник, монументалист. Он был удивительным человеком, честным открытым, снискал себе любовь, признательность и уважение многих людей. Светлые воспоминания о человеке, который честно и достойно прожил свою жизнь, оставив после себя плоды своих добрых дел, всегда будут сильнее смерти. Скорбим и искренне сочувствуем родным, близким, друзьям и коллегам Игоря Владимировича Пчельникова. Пусть память об Игоре Владимировиче будет светлой и вечной!
Президиум Российской академии художеств
Отделение живописи РАХ, пресс-служба РАХ