Международная научная конференция «Графика в церковном искусстве конца XV-XIX веков» в РАХ

 

Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ приглашают принять участие в Международной научной конференции «Графика в церковном искусстве конца XV–XIX веков», которая состоится 15–17 декабря 2021 года в гибридном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и онлайн на платформе Zoom. Планируется также трансляция конференции на YouTube-канале РАХ.
Участникам и гостям мероприятия: вход в здание РАХ возможен только при предъявлении QR-кода, а также документа, удостоверяющего личность. Во время заседания соблюдайте социальную дистанцию 1,5-2 метра, а также используйте индивидуальные средства защиты (маски, респираторы и перчатки).

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы отдельные виды графики рассматривались учеными в контексте церковного искусства, а именно: миниатюра, иконные образцы (прориси), гравюра. Графика как особый вид церковного искусства в целом достаточно давно не становилась предметом серьезного научного исследования и обсуждения.


Основная проблематика конференции:
Орнаментальная и сюжетная миниатюра, ее эволюция, взаимовлияние гравюры и живописи;
Иконные прориси как особый вид церковной графики, сохраняющий древние каноны иконописания и адаптирующий новые приемы и изводы, которые постепенно «русифицировались», вливаясь в национальную традицию;
Гравюра как самостоятельный жанр церковного искусства (иллюстрация Священных книг, паломническая реликвия или икона), как иконографический источник настенных храмовых росписей, икон, декоративных изделий, архитектурного декора;
Приемы и методы переработки отечественных и иностранных графических источников русскими мастерами и художниками других национальных школ, использовавших те же гравированные образцы (например, хорошо известные у нас Библии Пискатора, Борхта, Мериана, Евангелие Наталиса и др.);
Влияние оригинальной и печатной графики на процесс передачи пластических и иконографических новаций при переходе от культуры Средневековья к культуре Нового времени в церковном искусстве различных регионов и стран (Западная и Восточная Европа, Греция, Балканы, Латинская Америка, Китай и многие другие);
Отражение в графике церковного содержания «двойственного» характера отечественного искусства, где уже с XVI века сосуществуют, противоборствуют и причудливо сливаются прозападное и национальное направления;
Источники формирования русского гравированного лубка.

Оргкомитет конференции:
Андрей Викторович Гамлицкий, НИИ РАХ
Красимира Любеновна Лукичева, НИИ РАХ
Татьяна Юрьевна Малахова, НИИ РАХ
Анна Леонидовна Павлова, НИИ РАХ
Анна Вадимовна Рындина, НИИ РАХ
Наталия Владимировна Толстая, НИИ РАХ
Олег Ростиславович Хромов, НИИ РАХ

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ:

Регламент выступления — 20 минут

15 декабря 2021. Белый зал Российской академии художеств

10:30–13:30. Утреннее заседание
Модератор: Олег Ростиславович Хромов, НИИ РАХ

Приветственные слова
Татьяна Александровна Кочемасова, вице-президент Российской академии художеств
Наталия Владимировна Толстая, директор НИИ РАХ
Анна Вадимовна Рындина, НИИ РАХ
Олег Ростиславович Хромов, НИИ РАХ

Мария Александровна Маханько, ЦНЦ «Православная энциклопедия», Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Св. Симеон Богоприимец с Еммануилом в прорисях из собрания ГИМ: адаптация византийского образца в русском церковном искусстве синодальной эпохи

Елена Ивановна Серебрякова, Государственный исторический музей
Об авторской манере художественного оформления группы рукописей 2-й четверти – середины XVI века: по следам мастера Чудовского Евангелия (ГИМ Чуд. 35)

Анна Вадимовна Рындина, НИИ РАХ
Гравюры сербского мастера Христофора Жефаровича (к. XVII–пер. пол. XVIII в.). Их резонанс от России до Афона

Юлия Владимировна Устинова, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
«Встреча Марии и Елисаветы» в миниатюрах лицевого сборника Чудова монастыря 1560-1570-х гг.: к вопросу об источниках иконографии

Наталья Юрьевна Маркина, Централизованная библиотечная система ЗАО
Влияние западных образцов в композициях иконы «Спас Смоленский» середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля

13:30–14:30. Перерыв

14:30–17:30. Дневное заседание
Модератор: Наталья Викторовна Бартельс, НИИ РАХ, ГТГ

Юлия Николаевна Звездина, Музеи Московского Кремля, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Гравюра из книги Бенедикта Хафтена «Schola cordis» 1629 года и старообрядческий лубок из собрания Государственного исторического музея

Мария Кьяра Пезенти, Бергамский университет, Италия
Сюжеты западной народной картинки в русской графике через века

Анна Геннадьевна Метелкина, Государственный Русский музей
Уникальная коллекция хромолитографированных «изображений религиозного содержания» из собрания ГРМ. К вопросу о поддержке Императорской Академией художеств «способа литографирования красками» с целью «очищения вкуса русских иконописцев»

Денис Дмитриевич Гавриличев, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Об одном из иконографических источников икон из иконостасов Успенского собора Горицкого монастыря в Переславле-Залесском

Елена Олеговна Графова, Мария Александровна Шиманова, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева
К вопросу о гравированных источниках флоральных мотивов изразцов Новодевичьего монастыря

Елена Валерьевна Сергеева, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Полихромный иконографический образец в иконописи XVII – начала XX вв.

16 декабря 2021. Белый зал Российской академии художеств

10:30–13:30. Утреннее заседание
Модератор: Наталья Викторовна Бартельс, НИИ РАХ, ГТГ

Екатерина Олеговна Мирошина, МГХПА им. С.Г. Строганова
Западноевропейские гравированные источники в цикле росписей Никольского храма Николо-Перервинского монастыря в Москве. Исследование в процессе реставрации

Ольга Борисовна Сипола, Ювяскюльский университет, Финляндия
О влиянии гравюр Библии Пискатора на эволюцию стиля ярославской церковной монументальной живописи 1730-1740-х гг.

Наталья Александровна Иванова, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
Влияние гравюр Библии Пискатора на монументальную живопись Гурия Никитина.

Ирина Анатольевна Ильина, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Сборник богослужебных текстов князей Куракиных: к проблеме синтеза задач и влияний в оформлении русской религиозной книги первой трети XVIII века

Татьяна Юрьевна Малахова, НИИ РАХ, ГТГ
Художественное своеобразие московских фигурных гравюр с изображением евангелистов XVI века

Виктор Петрович Пензин, президент АНО «Академия народного искусства»
Графическое искусство Василия Кореня. Библия для народа (1692–1696 гг.) и её реконструкция XX века

13:30–14:30. Перерыв

14:30–17:30. Дневное заседание
Модератор: Наталья Викторовна Бартельс, НИИ РАХ, ГТГ

Андрей Викторович Гамлицкий, НИИ РАХ
Феномен общих гравированных оригиналов в искусстве Востока и Запада Европы XVII века

Полина Вадимовна Западалова, Государственный Русский музей
Цикл гравюр «Сотворение мира» Николаса де Брейна и Мартина де Воса и русское искусство конца XVII – середины XVIII века

Инесса Николаевна Cлюнькова, НИИ РАХ
О допустимости использования печатной иконы в качестве моленного образа Православного храма. Письмо В.М. Васнецова к графу С.Д. Шереметьеву (1900)

Ирина Валерьевна Голубева, Музей Христианской культуры, СПб; Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
Гравированный образ Саввы Освященного с житийными клеймами из собрания Музея христианской культуры в Санкт-Петербурге: происхождение, техника, иконография и стиль

Наталья Викторовна Бартельс, НИИ РАХ
Феномен «монументальной графики»: эскизы и картоны церковных росписей второй трети XIX века

Нина Михайловна Турцова, Санкт-Петербургский государственный университет
Иконографические источники иконы Семена Холмогорца «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами» из ГРМ

17 декабря 2021. Белый зал Российской академии художеств

10:30–13:30. Утреннее заседание
Модератор: Анна Леонидовна Павлова, НИИ РАХ

Олег Ростиславович Хромов, НИИ РАХ
О техниках тиражной графики в допетровской Руси

Галина Андреевна Назарова, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Елена Владимировна Давыдова, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Гравированный Акафист великомученицы Варвары и образы святой в XVIII-XIX вв.

Анна Леонидовна Павлова, НИИ РАХ
Стенопись церквей Калуги XVIII в. и гравюры Библии Пискатора

Вера Николаевна Алина, Национальный музей Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Типология ликов Казанской иконы Божией Матери на примере иконных образцов Казанской иконы Богородицы конца XVI-XIX вв.

Анна Леонидовна Краснова, Московская духовная академия
История становления школы Афонской гравюры

Наталья Викторовна Герасимова, Московская духовная академия
Сюжет «Грехопадение Адама и Евы» в западноевропейской и русской гравюре XVII–XVIII вв.: в поисках иконографических источников гравюры Елизаветинской Библии

13:30–14:30. Перерыв

14:30–17:30. Дневное заседание
Модератор: Олег Ростиславович Хромов, НИИ РАХ

Монахиня Кассиана (Чеботарева), Московская духовная академия
Печатные и рукописные антиминсы XX века — реплики антиминса Л.А.Серякова

Анна Александровна Вергизаева, фонд поддержки культуры и искусства «Четырех»
Коллекция иконных прорисей мастерской Пешехоновых (XIX век) и проблема их изучения

Владимир Леонидович Мельников, Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»
О самых ранних иконах кисти Н. К. Рериха и их роли в его образовательно-педагогической деятельности

Юлия Михайловна Ходько, Государственный Русский музей
Неизвестные антиминсные гравюры братьев Зубовых

Екатерина Львовна Пуганова, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Композиции библейского альбома Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда в росписях Введенской церкви села Спирово

Надежда Викторовна Сидорова, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Коллекция религиозной графики А. К. Гомулина (ГМИР, СПб): новые атрибуции и уточнения

Заключительные слова
Олег Ростиславович Хромов, НИИ РАХ
Андрей Викторович Гамлицкий, НИИ РАХ

Желающих принять участие онлайн на платформе ZООM, просим заранее прислать на электронную почту drevrus-niirah@yandex.ru заявку по форме: «Я, Иван Иванов (Ваше имя, фамилия, место работы или учебы, nick на платформе ZООM). Прошу выслать мне ссылку для входа на ZOOM-конференцию».

По другим вопросам просьба обращаться: drevrus-niirah@yandex.ru, +7(495)6373176






версия для печати