Выставка произведений Владимира Соковнина в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Выставка открыта для посещения: 21 апреля - 9 мая 2021 года
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)

Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника России, академика и члена Президиума РАХ Владимира Соковнина. В экспозиции представлено около 40 живописных полотен и авторская инсталляция, воссоздающая один из костюмов кинофильма «Кин-дза-дза» (реж.Г.Данелия), работу над которыми вел художник в соавторстве с супругой Наталией Журавлевой в 1986 году.
Владимир Борисович Соковнин родился в Москве в 1955 году. В 1982 году окончил факультет прикладного искусства Московского текстильного института им.А.Н.Косыгина. С 1976 года – постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных художественных выставок, в том числе и персональных. Творчество В.Б.Соковнина отмечено многочисленными наградами, среди которых «Орден Дружбы» (2018), ордена Преподобного св.Сергия Радонежского III, II степени (2001, 2005), медали Российской академии художеств, МСХ, МОСХ России, СХ России, ТСХР и другие. Работы автора находятся в собраниях ряда художественных музеев России и в зарубежных частных коллекциях КНР, Франции, Германии, США.
Владимир Соковнин - является автором триптиха «Память» в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (1985), участвовал в воссоздании живописного убранства Храма Христа Спасителя (2000). Также работал как художник кино и дизайнер, создавая костюмы для кинофильмов: «Чародеи» (режиссер Бромберг К. «Одесская киностудия»,1982), «Кин-дза-дза» (режиссер Данелия Г. «Мосфильм», 1986). Но истинным призванием автора, конечно же, стала живопись.
Какие люди, характеры, чувства и судьбы удается зафиксировать художнику на холсте? Рассматривая портретную галерею живописи Владимира Соковнина, создается впечатление молчаливого диалога между героями произведений и зрителем. Точность найденных образов, будь то портрет любимой супруги за утренним чаем на летней веранде или вальяжная фигура уверенного в себе бизнесмена, - раскрывает интереснейший мир человеческих жизней, каждая из которых с достоинством носит свой внешний облик и бережет от лишних глаз подлинную внутреннюю суть.
Изображая современников, Соковнин нередко обращается к традиции парадного портрета, создавая каждый раз особое пространство-фон, которое вне зависимости от меры конкретизации времени и места (от подробно-описательного, детализированного интерьера до однородной цветовой плоскости позади фигуры) помогает додумать структуру личности человека. Неповторимая индивидуальность поз портретируемых, их направленный на зрителя взгляд располагают к беседе, но не приглашают приблизиться вплотную или войти в картинное пространство, - самостоятельность характера модели сохраняет за собой право на определенную дистанцию, своего рода обращение на «Вы».
В особом ключе трактуется и самый, пожалуй, сложный для художника сюжет – автопортрет. Владимир Соковнин пишет «Автопортрет» (2020) в сопровождении привычных для живописца инструментов: кистей, палитры, тюбиков красок, чистого нового холста, и в окружении уже созданных полотен, отвернутых к стене. Крепко вылепленная фигура, центрующая композиционное равновесие между белым фоном слева и почти черным справа, воспринимается как остановленное мгновение сосредоточенного художнического труда – как переход от выполненных работ и предвкушение будущих, – еще мгновенье, и кисть, замершая в руке, начнет свое живописное действо… Взгляд направлен глаза-в-глаза зрителю, так, словно автор полотна смотрит именно на нас, и мы становимся частью произведения, которое пишется прямо сейчас, в настоящий момент. Ощущение процессуальности живописи дополняет этюдный характер письма, принцип «нон-финито», создающий эффект неоконченности произведения: перед новым творческим этапом художник ставит в диалоге со зрителем многоточие…
Связь между портретными и пейзажными работами Владимира Соковнина лишь на первый взгляд кажется неочевидной. Люди и их окружение, в основном, пишутся тщательно и сдержанно, в то время как пейзажу свойственна большая свобода, широта мазка, цветовой «разгуляй». Портретируемые преимущественно показаны в их характеризующем для общества качестве – курсанта, наездницы, фехтовальщика, делового человека. А переменчивая природа, полная красочных переливов, жестких и мягких касаний, тончайших живописных наблюдений – наоборот, дана в своей первозданности и чистоте, не заселенной навязчивым человеческим присутствием.
Умение работать с условной картинной глубиной, вводя взгляд зрителя через удаляющуюся тропинку, падающие диагональные тени, наклоненные ветви кустарника, выдает в нем художника, привыкшего мыслить трехмерностью пространства. Кажется, именно ему как созерцателю дана удача разглядеть нежность лежащего на еловых ветках снега в касаниях к светлому небу.
Магия разнообразного творческого диапазона художника удивительным образом раскрывается в экспозиционном соседстве. Создается впечатление, будто героев его портретов отделяет от природной красоты и умиротворения только картинная рама. Стоит ее перешагнуть, - и все времена года, пойманные чутким взглядом и кистью живописца, станут для персонажей, а вслед за ними и для зрителя, тем «тайным садом», в котором мудрый единомышленник не нарушит драгоценной тишины…


Материал подготовлен на основе статьи кандидата искусствоведения, члена-корреспондента РАХ В.А.Лагутенковой
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати