Памяти Ирины Александровны Антоновой (1922-2020)

 

Президиум, Отделение искусствознания и художественной критики и весь коллектив Российской академии художеств понесли тяжелую утрату. 30 ноября 2020 года на девяносто девятом году жизни ушла из жизни Ирина Александровна Антонова – доктор искусствоведения, академик, член Президиума РАХ, Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии, И.А. Антонова являлась действительным членом Российской академии образования и Российской академии гуманитарных наук, членом-корреспондентом Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания), Член руководства Международного совета музеев, Член Международного комитета по воспитательной работе.
Многие десятилетия имя Ирины Александровна Антоновой служило олицетворением художественной жизни и культуры России. Один из ведущих музейных деятелей России, свою профессиональную жизнь она полностью посвятила Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, куда она пришла работать в 1945 году.
И.А. Антонова прошла долгий путь государственного и общественного служения. Практически до последних дней жизни активно участвовала в работе ГМИИ им. А.С. Пушкина – читала лекции, проводила экскурсии, принимала представителей мирового музейного сообщества и бесчисленных корреспондентов со всего света.
И.А. Антонова возглавила музей в 1961 году, превратив его в мощный культурный центр столицы. За годы руководства музеем провела беспрецедентную работу по развитию и укреплению его материальной базы, инициировала создание музейного квартала, добившись включения в него свыше десятка зданий для расширения музея.
Отдавая все силы и способности музейному делу, И.А. Антонова во многих начинаниях выступала первопроходцем. Среди ее деяний, навсегда вошедших в историю художественной жизни нашей страны, – организация международных выставок, становившихся исключительными событиями; основание первого в стране Музея личных коллекций в рамках ГМИИ им. А.С. Пушкина; инициирование открытия Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева в РГГУ; создание Мемориальной квартиры Святослава Рихтера.
Ирина Александровна всегда стремилась развивать новые формы и методы научной, популяризаторской, выставочной и хранительской деятельности музея. Выступила организатором масштабной работы по научной каталогизации музейной коллекции, и изданные под ее руководством серии научных каталогов музея внесли значительный вклад в отечественное искусствознание.
Основанный И.А. Антоновой в 1981 году Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», особенностью которого стало тематическое объединение в пределах одного пространства и времени пластических и музыкальных искусств, проводится и сегодня, пользуясь неизменным интересом и любовью со стороны публики.
Все годы профессиональной деятельности предметом особого внимания И.А. Антоновой была организация работы научного лектория музея, который ныне является крупнейшим центром популяризации искусства в Москве. Сама Ирина Александровна активно участвовала в работе лектория, на ее лекции всегда приходило множество зрителей разного возраста.
Свыше 70 лет И.А. Антонова отдала музейному делу России, придав ему современный вектор развития. Ее творческая деятельность отмечена высокими государственными, ведомственными и международными наградами.
Ирина Александровна Антонова навсегда сохранится в нашей памяти, в истории Российской академии художеств, в памяти искусствоведческого и музейного сообщества России.

Президиум Российской академии художеств


Президент Российской академии художеств З.К. Церетели также выразил соболезнования по случаю ухода И.А.Антоновой:
«Сегодня нас постигло большое горе - нас покинула гениальная Ирина Антонова. Она из тех великих людей искусства, науки, кто является олицетворением культуры России. В ней уникально соединялись аристократизм, интеллигентность, утончённость и необыкновенная сила духа, характера! Когда говорят, человек масштаба эпохи Возрождения, личность Ирины Александровны в полной мере соответствует этому определению! Она навсегда будет в моем сердце как человек уникальнейший, преданный искусству, красивый человек во всех смыслах!
Президент Российской академии художеств, народный художник России З.К.Церетели»


«Служитель муз из духа бытия. К Ирине Александровне Антоновой, в миг расставания...
Россия во все времена рождала и несла по жизни редких людей непредугаданного масштаба действий, сообразного с масштабом личностной культурной гениальности, профессиональной высоты и человеческой неподдельности.
Ирина Александровна Антонова - из них, из редких, совсем редких, но олицетворяющих целый народ, всех, кто на свету среди народа, и уж точно не вне его. Господь даровал ей большую жизнь и в преддверии первого декабрьского дня сопроводил всепонимающим взглядом в пределы вечности вдоль по бесконечной Расстанной улице...
Но уже давно, в реальные, памятно незапамятные дни, десятилетия назад академик Российской академии художеств искусствовед Ирина Антонова обрела легендарность: все было сопряжено в ней на глубине сущего - красота облика, естественность и бесстрашие профессионального погружения в океанские миры Искусства, организующая всех и вся вокруг художественная воля, какое-то чудом пришедшее к ней понимание современного ей государственного делоустройства и самого хода мирской жизни.
Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на Волхонке в Москве при полувековом директорстве Ирины Антоновой стал неким Олимпом, на котором исторические боги искусства могли встретиться, и запросто встречались своими мирового звучания творениями - с нами и друг другом. С Олимпа Пушкинского музея было видно далеко во всех направлениях. Но и на ступенях Олимпа, в его залах для выставок и постоянных экспозиций, люди могли «увидеться» с творениями богов, и равно друг с другом, в атмосфере богов...
Поистине божественную атмосферу для живой исторической жизни изобразительных искусств, а с Рихтеровской поры «Декабрьских вечеров» ещё и для музыки, созидала денно и нощно Ирина Александровна Антонова в своём Музее на Волхонке в Москве. Эта атмосфера таила в себе возвышающую ученость, несравненное обаяние женственности особого, интеллектуального свойства, располагающее доверие к художникам, всем людям искусства и публике музея в лицах и музейной уже общности!
Её любовное постижение величия Святослава Рихтера открывало одно из самых драгоценных качеств в характере Ирины Александровны: дар ценить объективно прекрасное в жизни, а значит и в искусстве, растворяя своё личное во всеобщем (они и родились в один день - 20 Марта).
Сейчас, в минуты осознания итога жизни Антоновой, я думаю и о Евгении Александровиче Мравинском, чья страстная художественная воля всечасно рождала выразительно точные трагические откровения о жизни и идеальности чувств человеческих. Великий оркестр Ленинградской филармонии он вёл более 50 лет.
"Смерть снимает верстовые столбы"... Помню как произнёс эти горькие слова Георгий Васильевич Свиридов, узнав о кончине Мравинского. Это было почти 33 года назад.
Сегодня я повторяю эти слова, в великой печали прощаясь с Ириной Александровной.
99 лет без каких-то четырёх месяцев! Какой путь...
Я многим обязан в жизни Ирине Александровне. У нас были счастливо доверительные отношения много лет, с 1960-х годов. В последний наш разговор, не столь давний, в Академии художеств (она была на открытии персональной выставки Татьяны Назаренко), Ирина Александровна заметила мне: «Чаще зовите в Академию»...
Теперь остаётся звать её в делах и мыслях»

Проф.Андрей Золотов, Заслуженный деятель искусств,
Вице-президент Российской академии художеств.

30 ноября -3 декабря 2020.







версия для печати