Памяти почетного члена РАХ Шимона Окштейна (1951-2020)
В Нью-Йорке на 70 году жизни скончался известный русско-американский художник, зарубежный почётный член Российской академии художеств Шимон Окштейн (1951 - 2020).
Шимон родился в 1951 году в городе Черновцы в семье выходцев из бессарабской еврейской земледельческой колонии Капрешты. В 1970 году закончил Одесское государственное художественное училище им. Грекова.
В 1979 году художник эмигрировал в США. Первое время он жил воспоминаниям о родине, о прошлой жизни, лишь спустя два года ему удалось совместить в своем творчестве традиционные законы европейской классики и художественный опыт, полученный им в России. А серия работ Окштейна «Девушки с обложек» (Cover Girls), созданная им в 1984 году, принесла, наконец, художнику общественное признание. За несколько десятилетий жизни в Нью-Йорке, Окштейн сумел, благодаря таланту, интересу к новой среде и культуре, обрести свое место в американском искусстве. Его работы находятся в коллекциях Нью-Йоркского музея современного американского искусства Уитни и Бруклинского музея, наряду с другими частными и музейными коллекциями. В 2005 году музей Уитни, проводя выставку «Приближаясь к объектам», поместил работу Шимона Окштейна в одном ряду с работами американских классиков Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга, Джима Дайна и Кристо.
В 2007 году Шимон Окштейн возвращается на родину победителем: его выставка «Разговор с объектом» из Московского центра современного искусства М`АРС переезжает в Мраморный дворец Русского музея. Обширная экспозиция включала в себя произведения из частных собраний США и Германии, созданные с конца 1970-х годов по настоящее время. У зрителя была возможность познакомиться со всеми этапами творчества художника, мало известного его бывшим соотечественникам, но хорошо знакомого западным любителям современного искусства.
Главная тема и основной импульс творчества Шимона Окштейна — окружающая среда. Его холсты и огромные рисунки изображают ножницы и утюги, наперстки и пишущие машинки. С академической тщательностью, впитанной вместе с «правильным» советским художественным воспитанием, Окштейн черным и белым изображает многократно увеличенные простейшие бытовые предметы, иногда помещая их в непростое окружение, например в ярчайшие стеклянные рамы, украшенные золотыми пчелами. Художник поет песнь об эфемерности человеческого бытия и тщете всего земного.
Российская академия художеств выражает глубокие соболезнования близким художника.
Управление информации (пресс-служба) РАХ