Выставка «Михаил Верхоланцев. Ксилография» в Ирбитском музее изобразительных искусств

 

Сроки проведения: 06.03.2020. – 06.04.2020.
Место проведения: Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (г.Ирбит, ул.К.Маркса, 47)

В Ирбитском Государственном музее изобразительных искусств в рамках музейно-выставочной программы «Мастера Российского искусства» открывается выставка «Михаил Верхоланцев. Ксилографии. Из собрания музея и мастерской художника». В экспозиции представлено более 130 работ, книги художника, альбомы. К выставке музеем подготовлен обширный каталог со статьей эксперта-искусствоведа, заслуженного деятеля искусств РФ и РБ И.Н.Оськиной.

Михаил Михайлович Верхоланцев заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств – признанный мастер современной ксилографии и искусства книги, работающий в области прикладной и станковой графики, дизайна и живописи. М.Верхоланцев родился в 1937 году в Москве в семье художников, правнук знаменитого коллекционера Н.В.Баснина, гравюры и рисунки из собрания которого составляют значительную часть графического фонда ГМИИ имени А.С.Пушкина. Его бабушка А.Н. Баснина-Верхоланцева была ученицей М.А. Врубеля, мама художника училась у И. И. Машкова (кроме того, была она поэтессой, драматургом и педагогом). В 1961 году М.Верхоланцев окончил МВХПУ (бывш. Строгановское) и до1966 года преподавал там. Затем продолжил карьеру - сначала в качестве художника журнала «Радио и телевидение», позже - дизайнера и иллюстратора книги, сотрудничая почти со всеми издательствами того времени: «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Правда», «Детская литература», «Радуга», «Наука», «Педагогика», «Союзинфоркино» и др.. При участии художника издано свыше 1000 книг, альбомов, журналов. Параллельно с книжной графикой художник постоянно занимается станковой гравюрой, обращаясь в своем творчестве к самому широкому кругу тем - мифологии, истории, литературы, музыки. В них нашли свое выражение его кругозор, глубокие знания, аналитический ум.
В таком сложном и редком виде гравюры как ксилография художник создал свой уникальный художественный стиль, которому присуще сочетание совершенной техники с экспрессией движений, внутренней силой образов, особой декоративностью.
«Его работы – образец печатного графического искусства. Из всех видов изобразительной культуры именно графика наиболее требовательна к исполнительскому мастерству, которое не только свидетельствует об опыте художника, но подчас становится одним из слагаемых эстетики графического листа. Гравюры Верхоланцева - своего рода декларация высокой культуры печатной графики. Они безупречны по исполнению... Штрих в его гравюрах не просто отточен – он невероятно легок и тонок для ксилографии, что обеспечивает особую, драгоценную серебристость, индивидуального, неповторимого «верхоланцевского» почерка».
Значительную часть экспозиции выставки занимает книжная графика. М.Верхоланцев не просто иллюстрирует литературное произведение, он воспринимает книгу как объект целостного дизайна, в котором художнику важно все - от шрифта и заставки до шмуцтитула и иллюстрации.
Особое место на выставке принадлежит листам книги художника «Добродетели и пороки» (2011- 2013гг.). Ставшая отражением не только теологических концепций, но и философского осмысления самим художником мира и человечества с его страстями, поступками, выбором между светом и мраком, эта серия была выполнена мастером в технике продольной ксилографии. В них, вместо привычного «верхоланцевского» серебристого штриха, доминирует контраст черного и белого, что придало работам особое драматическое, сюжетное прочтение, иную — весомую торжественность и внутреннюю экспрессию.

Текст подготовлен на основе статьи И.Н.Оськиной.



Возврат к списку

версия для печати