Доклад «Проблемы технологии сохранения и реставрации настенной живописи и архитектуры» в НИИ РАХ

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
ОТДЕЛ ДРЕВНЕРУССКОГО И ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Доклад «Проблемы технологии сохранения и реставрации настенной живописи и архитектуры. На примере здания столовой 3-го Отделения Степлага в поселке Кенгир (ныне – в черте города Жезказган, Республика Казахстан)» состоится 22 января (среда) 2020 года с 17:00-18:15 в 8-ой аудитории НИИ Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21).

Вход на мероприятие свободный, без предварительной регистрации.

Докладчики:
Маслов Константин Ильич (реставратор, кандидат искусствоведения);
Киреева Вилена Николаевна (кандидат культурологии);
Лобзова Раиса Викторовна (кандидат геолого-минералогических наук);
Сабиров Вадим Романович (реставратор).

В сентябре 1948 года в районе города Жезказган Казахской ССР (ныне Республики Казахстан) был основан лагерь № 4 НКВД, так называемый «Степной лагерь» - «Степлаг». Именно здесь в 1954 году произошло известное Кенгирское восстание, описанное Александром Исаевичем Солженицыным в романе «Архипелаг Гулаг».
В последние годы на стене одного из руинированных зданий (бывшая столовая 3-го Отделения лагеря) из-под осыпавшихся поздних покрасок начали открываться фрагменты трех настенных композиций.
По инициативе Музея истории ГУЛАГа и при поддержке Фонда Памяти летом 2019 года группой московских специалистов был проведен комплекс исследований сохранившейся живописи здания столовой. Под классицистическим фасадом строения была выявлена бутовая кладка на лессе, а также установлено: охристая покраска стен нанесена на традиционную для Казахстана и Средней Азии лессово-ганчевую основу, настенные композиции написаны в технике «масло по лессовой штукатурке».
Специалистами были предложены следующие меры по сохранению открывшейся живописи: снятие ее со стены здания, проведение работ по ее реставрации и монтированию на новую основу, а в последующем - обеспечение для реставрированных композиций музейных условий хранения.
Методика снятия живописи со стены разработана с учетом соответствующего опыта Лаборатории реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа и Отдела монументальной живописи ГосНИИР.
Предполагается, что после восстановления здания столовой снятая с его стены живопись может быть возвращена на прежнее место.
Несмотря на то, что рассматриваемый Памятник не имеет прямого отношения к тематике церковного искусства, очевиден его общечеловеческий смысл в контексте страшных репрессий и жертв сталинского режима, повлекшего за собой великое множество невинных жертв.

Мероприятие состоится в НИИ Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21 (м. Кропоткинская или Парк культуры). Войти в здание РАХ через крайний справа подъезд, пройти через охрану. Затем выйти во внутренний дворик, пройти его насквозь до здания желтого цвета. Войти в подъезд с табличкой «НИИ РАХ», подняться по лестнице, повернуть налево – аудитория № 8
Телефон для справок 8-985-980-85-48






версия для печати