Выставка произведений Дмитрия Иконникова в Российской академии художеств

 

Сроки проведения: 02.09.2003-14.09.2003
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка,21)

Экспозицию составили несколько десятков произведений Дмитрия Иконникова, выполненных в технике гуаши, созданные автором в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Работы демонстрируют определенный этап, очередную ступень творческой эволюции мастера, с завидным постоянством, шаг за шагом, прокладывающего свою дорогу в искусстве. Одновременно они несут в своем образном и пластическом строе накопленные многолетней творческой практикой авторские открытия в области постижения специфически «изобразительных миров» - мира цвета, линии, мира пространственных и образных структур. Через особенности этих авторских открытий, характер решения художником сугубо профессионального круга проблем, создается представление о его творческом пути. А значит о нем самом. Ибо путь художника в искусстве – это, прежде всего, путь его к самому себе.

В своем стремлении посвятить себя художественному творчеству Д. Иконников определился достаточно рано. Уже с 1969 года, после окончания средней школы, работал мастером-исполнителем в монументальном цехе Московского областного комбината художественных работ. Одновременно посещал вечерние рисовальные классы при МГХИ им. В. И. Сурикова. Затем последовали годы учебы - в Московском государственном педагогическом Институте им. В. И. Ленина на художественно-графическом факультете, затем - в МГХИ им. В. И. Сурикова, куда был принят сразу на II курс графического факультета при поддержке известного советского художника Е.А. Кибрика. В 1981 – окончил его.

Начало самостоятельной профессиональной деятельности Д.Иконникова было весьма успешным. В 80-х годах художник работал в области уникального и печатного плаката. Им были созданы произведения, получившие признание публики и коллег. После чего он занимался книжной графикой, проиллюстрировал ряд книг. Желание наиболее полного воплощения своих творческих замыслов заставило Д. Иконникова обратиться сначала к станковой графике, затем - к живописи.

В 1989 году он стал участником морского похода на рыболовецких ботах к берегам Белого и Баренцева морей. Цикл работ «Жизнь за Полярным кругом», созданных по возвращении из этого знаменательного для художника путешествия, стал одной из отправных точек в последующем движении к наиболее полному раскрытию творческой индивидуальности мастера.

В сериях работ, выполненных в технике гуаши и смешанной технике «Из жизни государства Российского», «Человек с козой», «Русская провинция», последовавших за ними циклах гуашей «Игры взрослых людей», «О душе в четвертом измерении», и, наконец, сериях «Всем известное место» (Коктебель), «Город. Вход со двора» , «Жизнь на девятом этаже» мастер постепенно обретает свой круг тем, свой материал, совершенствует творческий почерк. Он отказывается от эпических тем, динамичных сюжетов. Уходит от усложненной, почти монтажной композиции, избыточной декоративности, экспрессивности и некоторой жесткости пластики, свойственной его ранним работам этого периода.

Экспозиция знакомит с работами Д.Иконникова, вошедшими в некоторые упомянутые серии и произведениями, стоящими особняком. Очевидно, для художника это – знаковые произведения. Их объединяет пережитость тем, выношеннось, точная найденность элементов изобразительного языка. В сущности, сорок живописных работ Иконникова - это сорок новелл о жизни, о себе. Они обнаруживают редкостное качество автора – умение поднять обыденный сюжет до уровня художественного обобщения.

«Мой мир» - так художник определяет основную тему своих произведений. Он пишет близких людей, свой дом, его интерьеры, вид из окна. Но в исполнении Иконникова камерные по жанрам работы - натюрморты, пейзажи, портреты приобретают обобщенность образного и композиционного строя и становятся в ряд монументальных панно или воспринимаются как фрагменты росписей.

Сюжетный и предметный репертуар его произведений предельно аскетичен. Художник подчеркнуто строг в своем отборе деталей. Лишенные примет внешней красивости, экзотической привлекательности, его работы притягивают иным. Через изображение мира простых людей и предметов художник говорит о вечных истинах. Его внутреннему взору открываются самые глубинные пласты бытия. Он заставляет вспомнить о том, что «высокое» и «низкое» сосуществуют рядом. И человеческая душа вечно пребывает на грани выбора. Об этом его работы «Бражники», «Пост». В них художник расставляет смысловые акценты не только пластически. Он включает в структуру произведения тексты, в том числе из Экклезиаста.

Произведения Иконникова лишены сюжетной конфликности. Для них в большей степени характерна созерцательность. Драматизм заключен в самой изобразительной «ткани» произведений - композиции, колорите. Выразительность работ основана на контрасте и «взаимопроникновении», диалоге выверенных плоскостей света и тени. Ассоциативность пространства картин, его своеобразная геометрия, вобравшая структурные поиски в живописи разных эпох, словно подчеркивает двойственность мира, одновременно явного и ускользающего. Предметы, возникающие на пересечении граней света и тени приобретают сложную символику.

Завораживающие тонкой цветовой нюансировкой световые пятна в работах Иконникова контрастируют с тенью, сияют в ее загадочных глубинах, словно уводящих зрителя в мир надежд, возможностей, ожиданий. Подобное происходит, например, в работе «Веранда», в которой мастер тонко прочувствовал «большую» тишину в состоянии летнего дня, где все прозрачно легко, почти волшебно прекрасно. В полотне «Мастерская» пятно освещенной стены в значительной мере ассоциируется со свечением какой-то нездешней сущности, а темный дверной проем словно ожидает Явления.

Особую роль в произведениях Иконникова играет колорит. К тонкой разработке цвета, живописности художник пришел именно в этих «рубежных» работах. Большое значение имело, вероятно, и постижение выразительных возможностей гуаши, одного из самых «капризных» материалов в живописи. Иконников, один из немногих современных мастеров, полностью посвятил себя ей и «вывел» материал в сферу искусства больших форм.

Он использует не только кроющие свойства гуаши, применяет ее в размывах, уподобляя акварели. Мастерски художник использует сочетание сплошных, бархатистых поверхностей в светах и иссеченность их штрихами, подтеками воды в тенях. Это создает особую «вибрацию» света и тени, передающую дыхание жизни. Трепет света и цвета, игра фактур – одно из основных средств в создании особой поэтики, одухотворенности работ Иконникова.

Осознанность автором двойственности, диалогичности бытия в какой-то мере отмечено и в структуре экспозиции выставки. В первом же зале обращает на себя внимание работа «Трапеза», сдержанная по цвету, пластически лаконичная. Она как бы обозначает один полюс мира, в котором пребывает автор. Покидая выставку, зритель обращается взором к произведениям совсем иного плана. Это уже упомянутая привлекающая изысканностью колорита и светоносностью «Веранда» и работа «Уносящая цветы», таинственная, мерцающая оттенками синего в тенях – своеобразная песнь красоте и гармонии, мажорный аккорд в финале.

Выставка знакомит зрителя с произведениями очень интересного художника, обладающего своим неповторимым творческим почерком, романтика и философа, мудрого, грустного и добродушно-ироничного. Он с неослабевающим вниманием и любовью вслушивается в каждое явление жизни, а произведения его создают простор для нашего воображения, и серьезный повод для самых глубоких раздумий.


Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати