«Пропавшая грамота». Выставка произведений Ксении Нечитайло

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 22 мая – 9 июня 2019 года
Место проведения: Российская академия художеств (Москва, Пречистенка, 21)   

22 мая 2019 года в залах Российской академии художеств открывается персональная выставка члена-корреспондента РАХ Ксении Васильевны Нечитайло (1942-2019).
Экспозиция охватывает более сорока лет сложной творческой биографии художника, начиная с рубежа 1970-80-х годов вплоть до сегодняшнего дня, и включает около шестидесяти произведений живописи и двадцати листов станковой графики из частных коллекций и собрания семьи автора. Многие из демонстрируемых работ созданы в последнее десятилетие. Однако, выставка не обобщает искусство Ксении Нечитайло. Дело в том, что в Российской академии художеств уже проходила ретроспективная выставка художника. Тогда, в 2013 году, проект «На сломе веков» действительно предлагал тематическую и формально-стилистическую интерпретацию и показывал развитие жанров, которые интересовали Ксению Нечитайло. Портрет, натюрморт, пейзаж и тематическая композиция в картинах художника действуют на эстетическое сближение, образуя единую среду исследуемого мира. Попадая в автономное изобразительное поле плоскости холста, жанровые особенности теряют в своей исторически утвержденной значимости. На смену регистрируемой живописным жанром реальности приходит проживаемый здесь и сейчас эмпирический опыт, остающийся, тем не менее,  инструментом выражения социальной жизни. Работы Ксении Нечитайло раскрывают те качественные изменения, которые всецело относятся к настоящему, то есть отражают социальный опыт в свойственных ему процессах длительности, причем, отдельного поколения. Этому творческому методу, названному нами по следам теоретика и историка культуры Реймонда Уильямса «структурой чувства» посвящена выставка «Пропавшая грамота». Кроме того, в рамках выставки делается попытка  переосмысления некоторых художественных установок поколения «семидесятников», успевших стать  стереотипным клише позднесоветской художественной критики.      
Ксения Васильевна Нечитайло родилась в Москве в 1942 году в семье народного художника РСФСР, члена-корреспондента РАХ В.К. Нечитайло. В 1967 году окончила Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова, где училась у известных художников и педагогов - А.М. Грицая и Д.Д. Жилинского - вместе с такими яркими и талантливыми художницами, как Т. Назаренко, Н. Нестерова, И. Старженецкая. С 1969 года — член Московского союза художников, активная участница российских и международных выставок и симпозиумов. Произведения К. Нечитайло хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, картинных галереях и музеях Вологды, Красноярска, Новокузнецка, Оренбурга, Перми и других городов России, в ряде музеев и частных собраний Германии, Голландии, США, Франции.
Ксения Нечитайло принадлежит к яркой плеяде художников, которые вошли в отечественное  искусство в конце 1960-х годов, заявив о себе обращением как к художественным традициям начала ХХ века, так и к народному творчеству.
К.В. Нечитайло привнесла в искусство свою особую, обостренно личностную позицию, искренние, лирические и торжественные ноты.
В каждой ее композиции, портрете и даже пейзаже естественные моменты бытия приобретают символическое звучание. Ее гротескные образы пронизаны авторским переживанием. Автор избегает изображения шаблонной красоты: портреты ее героев сознательно деформированы, порой ироничны и даже пародийны. Живопись К. Нечитайло отмечена автобиографичностью, пафосом откровенного и, как правило, горького самоанализа. Нечитайло не стремилась приукрашивать своих персонажей – чаще всего, герои ее работ, запечатленные в гуще повседневности, отмечены жесткой печатью реализма. Эту линию художница продолжает и в наши дни, противопоставляя красоту мира стихии зла, которое и гневно, с элементами гротеска обличается в ее порой метафорических холстах. В силу присущей мироощущению К.Нечитайло горестной проницательности она одной из первых среди современников, почти пророчески, поставила проблему парадоксальности не только самой российской истории, но и сегодняшнего отношения к ней. Ощущение тревоги, напряженности, неблагополучия окружающей жизни, острая реакция на болезненные перемены в обществе – таковы черты предупреждающего искусства Нечитайло.
Однако одновременно с драматизмом полотен, раскрывающих противоречивость бытия, соседствует с выражением цельного и радостного мировосприятия в целом ряде работ, посвященной семье и близким автора. Среди важнейших для художницы – тема материнства и детства; моделями нередко становятся ее дочери и друзья, чьи портреты также вошли в экспозицию. Нечитайло показывает конкретную автобиографическую ситуацию: высокое, так же как в действительности, всегда соседствует у Нечитайло с простыми реалиями быта.
Искусству живописи К.Нечитайло, совершившей серьезную эволюцию, присущи игра с пространственными эффектами, дерзкое совмещение жанров, ассоциативность, соединение лирически-исповедальной интонации, идущей от традиции русского портрета, с экспрессивной манерой, иронией и гротеском.

Управление информации РАХ










версия для печати