Презентация альманаха «Панорама искусств» №3, 2018.
Министерство культуры РФ
Российская академия художеств
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ
Отделение искусствознания и художественной критики РАХ
21 января 2019 года, 15.00
Белый зал Российской академии художеств
(Москва, ул. Пречистенка, 21)
Презентация альманаха «Панорама искусств» №3, 2018.
Главный редактор – кандидат искусствоведения
Костина Ольга Владимировна
Альманах "Панорама искусств" возрождает через сорок лет одноименное ежегодное издание, посвященное, в основном, изобразительному искусству и архитектуре. Уже вышли в свет первые два выпуска возрожденного альманаха. Третий редакторы аннотировали следующим образом: «Историю искусства можно изучать как смену стилей, направлений, тенденций и пр., и тогда индивидуальность художника отступает на дальний план. В этом номере каждая творческая судьба предстает в своей самодостаточности. Такой подход к рассмотрению художественного процесса представляется сейчас очень актуальным, ибо делает историю искусства живой и многоликой. Практически в каждой статье альманаха, независимо от того, в какой раздел она входит, воссоздается личность художника со всеми ее страданиями и радостями, переживаниями жизненных коллизий, подчас трагических, а также во всем многообразии ее поэтических, человеческих, социальных характеристик и связей. И самое главное: авторы показывают суверенность творческой личности и ее артистического высказывания, по большому счету - кратную таланту независимость воли художника от житейских обстоятельств».
Читатель познакомится с материалами, посвященными знаменитому живописцу, графику, скульптору, академику РАХ Иллариону Владимировичу Голицыну (1928-2007), 90-летие со дня рождения которого отмечалось в 2018 году, неизданными до настоящего времени текстами историка и теоретика искусства Нины Александровны Дмитриевой (1971-2003), воспоминаниями Владимира Телингатера о своем отце знаменитом графике, дизайнере и конструкторе книг Соломоне Бенедиктовиче Телингатере, исследованием Е.В.Долгих творчества знаменитого русского мастера-стекольщика, химика, живописца, проектировщик сервизов Александра Петровича Вершинина (1765—1828) и другими интереснейшими и уникальными материалами.
В презентации примут участие известные историки искусства, художники, арт-критики, представители художественных музеев и галерей.
Альманах «Панорама искусств», выпускавшийся издательством «Советский художник» в 1970–1980-е годы, возник на волне искусствоведческого свободомыслия 1970-х. Он был одним из самых интересных изданий тех лет, неординарным явлением в научной и художественной жизни и выдержал тринадцать выпусков, которые уже стали библиографической редкостью. Его создание было инициировано писателем, историком искусства, ярким и талантливым издателем Юрием Максимилиановичем Овсянниковым. Читатель мог найти в ежегодных сборниках рассуждения Александра Каменского об искусстве, причем без каких-либо ссылок на классиков марксизма-ленинизма, почитать статьи о русском авангарде, архитектуре модерна, заметки о творчестве Р.Фалька. Здесь публиковались тексты Николая Харджиева, воспоминания Льва Жегина о Василии Чекрыгине, отрывки воспоминаний Н.В.Поленовой, размышления Валерия Левенталя о профессии художника театра, военные дневники и письма Бориса Угарова и многое другое. В советское время «Панорама искусств» была своего рода бестселлером. «Панораму» ждали с нетерпением, прочитывали от корки до корки; огромные тиражи ежегодника расходились буквально в считанные дни.
Альманах возрожден по инициативе Татьяны Шишкиной и Ольги Костиной, благодаря их активной и самоотверженной деятельности. Сам факт возобновления издания - подлинный Поступок его создателей и значительное явление современной художественной жизни. Обозначая генетическую связь нынешней "Панорамы искусств" с предшествующей, редакция сохраняет ее формат и структуру, переносит в возрожденное издание - с небольшими изменениями - названия рубрик, добавляет новые. Сохранение не "буквы", а "духа" прежней "Панорамы" - увлекательности текстов об искусстве, рассчитанных на самый широкий круг читателей, определяет разнообразие, в продолжение традиций издания, жанрового спектра статей сборника. Это и мемуаристика, и публикация находок, и переоценка исторических этапов истории искусств, и воскрешение забытых имен, и знакомство читателей с памятниками, обнаруженными авторами во время их научных путешествий, и разговор художника "от первого лица", приобщающий читателя к тайнам творчества.