Выставочный и научно-просветительский проект, приуроченный ко дню памяти В.Г.Федорова (1924–1993)
Другие выставочные залы
Российская академия художеств
НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ
Московский Союз художников
Товарищество живописцев МСХ
галерея «Вересов» представляют
Выставочный и научно-просветительский проект, приуроченный ко дню памяти Владислава Георгиевича Федорова (1924–1993)
«В искусстве должно быть Что, Как и Нечто»
Владислав Федоров
Выставка «Владислав Федоров. Живописец», где будут представлены произведения мастера 1940-х – 1990-х годов,
пройдет с 12 по 24 ноября 2018 года в залах Московского товарищества живописцев (ул. 1-я Тверская-Ямская, 20).
Куратор выставки — академик РАХ Мария Федорова.
Научная конференция «Творческие искания и мера свободы в отечественной живописи 1940-х-1980-х гг. Памяти Владислава Федорова»
состоится 5 декабря 2018 года в Белом зале Российской академии художеств (Пречистенка, 21)
и будет сопровождаться выставкой произведений Владислава Федорова.
Владислав Георгиевич Федоров (1924 – 1993) – член Товарищества художников с 1950 года, члена Московского Союза художников с 1954 года, член Союза художников СССР 1956 года, с момента его создания. Участник Великой Отечественной Войны.
Владислав Федоров – крупный мастер московской школы живописи, представитель лирического направления в искусстве. Произведения В.Г. Федорова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Тульском областном художественном музее, многих других музеях России и бывшего СССР, частных коллекциях в России и во многих странах мира. Глубокое творческое осмысление действительности, артистизм, экспрессивность пластического языка – основа его искусства. Федоров творчески воспринял живопись К.А. Коровина, французских импрессионистов и постимпрессионистов и создал яркий самобытный пластический язык. Его поколению юных художников посчастливилось: они постоянно бывали в Третьяковской галерее, которая находилась напротив Московской средней художественной школы, и в Музее нового западного искусства, тогда еще существовавшем.
Владислав Федоров окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова в 1950 году по станковой мастерской С.В. Герасимова, в которую был строгий отбор студентов. Дипломная работа «Первенец» (руководитель С.В. Герасимов, рецензент М.В. Алпатов) на многие годы определила главную жанровую тему его творчества – «Материнство». И в МСХШ, где он учился с момента основания школы в 1939 году до 1944 года, и в Суриковском институте, Владислав был одним из лучших учеников В.В. Почиталова. Весь путь прошла с ним вместе жена – живописец Тамара Александровна Осипова. В 1947–1948 годах они выезжали на практику в Крым в легендарное местечко Козы, куда приезжали И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, где ставили постановки и работали вместе со студентами И.И. Чекмазов, В.В. Фаворская, В.В. Почиталов, Н.Х. Максимов.
Самобытный пластический язык живописи создан Владиславом Федоровым на основе близкого творческого общения с педагогами: В.В. Почиталовым, Н.Х. Максимовым, С.Н. Костиным, бывшими членами обществ «ОМХ», «Маковец», «АХР», ОСТ, «Изобригада», ОБМОХУ.
Независимость и последовательность сделали Федорова продолжателем искусства начала ХХ века, когда существовала полная свобода тем и направлений. Живопись Федорова высоко ценили его современники – учителя и товарищи, о нем как о выдающемся колористе и мастере живописи писали искусствоведы Станислав Иваницкий, Андрей Толстой, Нина Лаврищева, художники Иван Сорокин, Алексей Ткачев, Владимир Дорофеев, Павел Никонов. Работы Владислава Федорова стали классикой, однако и сегодня смотрятся современно благодаря творческой смелости и высокому художественному уровню живописи.
В эпиграфе – мысль художника о том, что в картине, помимо сюжета и его исполнения, должно быть то неуловимое – дыхание, одухотворенность, что создает произведение искусства. В работах Владислава Федорова это есть.
«…Красота такая, как будто все сделано из драгоценностей. Серый день – серебро, а в солнце – расплавленная платина. Эту тонкость и красоту открытой краской не возьмешь».
Из письма Владислава Федорова домой из села Протасова.
«Владислав Федоров – один из ярких представителей московской живописной школы. Он писал пейзажи, натюрморты, в его наследии немало сюжетных картин. Все их характеризует особый артистизм, экспрессия, философское осмысление окружающего мира».
Андрей Толстой.
«О таких мастерах говорят: живописец милостью свыше… Гладкописи он предпочитал сочный, выразительный по фактуре мазок, а светотени академического толка – импрессионистическую цветопись… Федорову удалось в полной мере реализовать отпущенный ему дар улавливать и воссоздавать тонкие состояния в душевном мире человека, в затаенно пульсирующей жизни природы, в одухотворенном бытии предметов из натюрмортных постановок».
Станислав Иваницкий.