Покровские академические чтения. «Древнерусское шитье – история и современность»
Центр научных учреждений Российской академии художеств (г. Санкт-Петербург)
Научный архив Российской академии художеств
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,
скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Константино-Еленинский монастырь Московского Патриархата
Санкт-Петербургской епархии
Международная научно-практическая конференция:
ПОКРОВСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Древнерусское шитье –
история и современность»
12–14 октября 2018 года
Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 17, Итальянский зал, 1 этаж
Научно-исследовательский музей при РАХ, конференц-зал, 2 этаж
12 октября, пятница. 10.00
Молебен и торжественное открытие выставки. Итальянский зал. 1 этаж
Приветственные слова:
Михайловский Семен Ильич, ректор Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры, действительный член
Российской академии художеств, член Президиума Совета при президенте РФ
по культуре и искусству.
Бобров Юрий Григорьевич, проректор по научной работе, заведующий кафедрой реставрации живописи, доктор искусствоведения, профессор, художник-реставратор высшей категории темперной живописи.
Мудров Алексей Юрьевич, директор Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии
художеств.
Архимандрит Александр (Федоров), настоятель храма Св. влкмц. Екатерины в Академии художеств, кандидат богословия, кандидат искусствоведения,
профессор Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры.
Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
Выступления от образовательных учреждений и мастерских церковного шитья:
Кондратьева Татьяна Валерьевна, ректор Православного гуманитарного института «Со-действие».
Син Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры церковного шитья Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, художник-реставратор по тканям, художник декоративно-прикладного искусства, магистр ДПИ, член Союза художников России.
Катасонова Елена Юрьевна, руководитель Санкт-Петербургской мастерской «Убрус», член Союза художников России, главный редактор журнала »Убрус».
Валькова Татьяна Робертовна, руководитель сектора традиционного текстиля Российского научно-исследовательского института им. Д. С. Лихачева, руководитель студии традиционного костюма «Русские начала».
Казарина Вера Борисовна, директор Научного архива Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, член Союза художников России,
руководитель мастерской древнерусского шитья Константино-Еленинского женского монастыря «Покров».
11.00
Открытие конференции в конференц-зале. 2 этаж
Регламент выступлений на чтениях 15 мин
Залесская Вера Николаевна, доктор искусствоведения, ведущий научныйь сотрудник Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург.
Фрагменты византийского шитья в собрании Эрмитажа.
Матвеева Юлия Геннадиевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства Харьковского национального университета городского хозяйства имени А. Н. Бекетова. Харьков. Украина.
Храм как шатер в византийском искусстве.
Пуцко Василий Григорьевич, заместитель директора по научной работе Калужского областного художественного музея. Калуга.
Лицевое церковное шитье XIII–XVI веков на Руси: иконография и композиционные схемы.
Лепшина Лилия Алексеевна, хранитель Софийского собора. Великий Новгород.
Крест с омофора из древнего некрополя Софийского собора.
Катасонова Елена Юрьевна, руководитель золотошвейной мастерской «Убрус», главный редактор журнала «Убрус», член Союза художников России. Санкт-Петербург.
Новгородское шитье XV века.
Туминская Ольга Анатольевна, доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания Государственного Русского музея. Санкт-Петербург.
Лицевое шитье блаженных.
Гребенникова Дина Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры, доцент кафедры общественных дисциплин и истории искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Санкт-Петербург.
Воздух Акилины Бутурлиной из ризницы Псково-Печерского монастыря. К вопросу об атрибуции памятника.
Пивоварова Надежда Валерьевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея. Санкт-Петербург.
К истории организации Музея христианских древностей Академии художеств.
Перерыв на обед
13.30
Валькова Татьяна Робертовна, руководитель сектора традиционного
текстиля Российского научно-исследовательского института им. Д. С. Лихачева, руководитель студии традиционного костюма «Русские начала»,
мастер традиционного костюма. Москва.
Климова Ольга Николаевна, сотрудник сектора традиционного текстиля Российского научно-исследовательского института им. Д. С. Лихачева, преподаватель студии традиционного костюма «Русские начала», мастер традиционного костюма. Москва.
Русские традиционные швы.
Денисова Мария Евгеньевна, член Союза художников России. Москва.
Презентация книги: «Предметы декоративно-прикладного искусства в ризницах церквей Московской епархии по метрикам 1886–1887 гг.»
Джиоева Анна Рослановна, кандидат исторических наук, научный сотрудник рукописного отдела Библиотеки Российской академии наук Санкт-Петербург.
Надписи на произведениях древнерусского шитья из коллекции И. И. Срезневского рукописного отдела Библиотеки Академии наук.
Джиоева Анна Рослановна, кандидат исторических наук, научный сотрудник рукописного отдела Библиотеки Российской академии наук. Санкт-Петербург.
Подковырова Вера Григорьевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, главный хранитель рукописного отдела Библиотеки
Российской академии наук. Санкт-Петербург.
Неопубликованные статьи А.П. Лебедянской 1920–1930-х годов о древнерусском шитье.
Скрипкина Валентина Павловна, искусствовед, мастер лицевого шитья.
Храм Св. влкмц. Екатерины в Академии художеств. Санкт-Петербург. Перспективы развития церковного шитья.
Годуновские швы. Византийский шов
Орлова Катерина Николаевна, научный сотрудник Костромского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. Кострома.
Реставрация древнерусского шитья в Костромском филиале ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря.
Заварина Екатерина Николаевна, художник-реставратор ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, аспирант Государственного института искусствоведения. Москва.
Копия-реконструкция греческого омофора по сохранившимся археологическим деталям из погребения Арсения Элассонского кон. XIV– XVI веков.
Смоленчук Елена Валериевна, художник-реставратор произведений тканей II категории, член Союза художников России, преподаватель факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург.
О реставрации памятников церковного шитья XIX — начала XX века для
последующего богослужебного использования.
Шубина Татьяна Георгиевна, кандидат исторических наук, заведующая отделом хранения драгоценных металлов и тканей Государственного музея истории религии. Санкт-Петербург.
Лицевое шитье в России в XVIII — начале XX веков. По материалам Государственного музея истории религии.
Безуглова Светлана Геннадьевна, младший научный сотрудник отдела хранения драгоценных металлов и тканей Государственного музея истории религии. Санкт-Петербург.
Образцы лицевого шитья Школы народного искусства начала ХХ века.
Некрасова-Каратеева Ольга Леонидовна, доктор искусствоведения, профессор, профессор, заведующая кафедрой Художественного образования
и декоративного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Санкт-Петербург.
Современное церковное шитье как феномен русского искусства.
Кутейникова Нина Сергеевна, кандидат искусствоведения, профессор, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитекту-ры им. И. Е. Репина, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств. Санкт-Петербург.
К истории Санкт-Петербургской мастерской «Убрус».
Маслова Галина Анатольевна, майор юстиции в отставке. Новокузнецк.
К вопросу об авторском праве в церковном искусстве.
Перерыв на обед
14.00
Качалова Ольга Анатольевна, преподаватель кафедры золотно-лицевого шитья ПГИ «Со-действие». Москва.
Презентация покрова на мощи прп. Трифона архимандрита Вятского Чудо-ворца.
Хребина Татьяна Викторовна, кандидат искусствоведения. Санкт-Петербург.
Пелены мастерской Отделения лицевого шитья Иконописной школы при Московской православной духовной академии.
Казарина Вера Борисовна, кандидат искусствоведения, директор Научного архива Российской академии художеств, член Союза художников России. Санкт-Петербург.
К тридцатилетнему юбилею мастерской древнерусского шитья «Покров».
Амирова Марина Мидхатовна, мастер лицевого шитья, член Союза художников России, преподаватель Воскресной школы храма Царя страстотерпца Николая II в Чертанове Южное (Москва). Москва.
Опыт исполнения литургического комплекта и обоснование приемов его исполнения.
Холоднова Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Москва.
Галкин Андрей Владимирович, аспирант кафедры материаловедения и товарной экспертизы Российского государственного университета
им. А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство). Москва.
Холоднова Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии
швейных изделий Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Москва.
Галицкая Марина Викторовна, магистрант Православного Свято-Тихоновского богословского университета. Москва.
Особенности процесса изготовления монашеской мантии.
Коваленко Андрей Николаевич, заведующий швейной мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Санкт-Петербург.
Современное церковное облачение.
Иванова Алина Александровна, историк, научный сотрудник Научного архива Российской академии художеств. Санкт-Петербург.
Опыт создания авторского церковного облачения на основе исторических образцов.
Сдача материалов с требованиями оформления РИНЦ
до 1 декабря 2018 года по электронному адресу: narachspb@yandex.ru
Справки по телефону: 8(812)323-67-49, 8(921)566-38-65
Во время выступлений будет вестись видеозапись.
Просмотр позже будет доступен в группе «Покров»:
https://vk.com/club51561269