Международная научно-практическая конференция «Особенности развития техник и технологий в искусстве. История и современность»
Российская академия художеств
Отделение искусствознания и художественной критики
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств рах
Научно-организационное управление РАХ
Московский международный фонд содействия ЮНЕСКО
ПРОГРАММА
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В ИСКУССТВЕ.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
Президент Российской академии художеств З.К. ЦЕРЕТЕЛИ
ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ:
Первый вице-президент Российской академии художеств
В.Г. КАЛИНИН
Вице-президент Российской академии художеств
Т.А. КОЧЕМАСОВА
Директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, член-корреспондент РАХ Н.В. ТОЛСТАЯ
Вице-президент Российской академии художеств
Д.О.ШВИДКОВСКИЙ
ЧЛЕНЫ ОРГКОМИТЕТА:
Руководитель образовательного направления НИИ РАХ
Т.Л. АСТРАХАНЦЕВА
Вице-президент Российской академии художеств
А.А. ЗОЛОТОВ
Зам. директора по научной работе НИИ РАХ
К.Л. ЛУКИЧЕВА
Советник отделения искусствознания и художественной критики РАХ, член-корреспондент РАХ
Е.О. РОМАНОВА
31 ОКТЯБРЯ (СРЕДА) БЕЛЫЙ ЗАЛ РАХ, ПРЕЧИСТЕНКА 21
10.00 — 10.30 — РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
10.30 — ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО:
Первый вице-президент Российской академии художеств
В.Г. КАЛИНИН
Вице-президент Российской академии художеств
А.А.ЗОЛОТОВ
Директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, член-корреспондент РАХ Н.В. ТОЛСТАЯ
11.00. УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
ВЕДУЩИЙ — Н.В. Толстая
1. ЛУКИЧЁВА Красимира Любенова. Кандидат искусствоведения, заместитель директора НИИ РАХ. Москва.
«Технико-технологические аспекты как стилеобразующий фактор европейской живописи Нового времени».
2. БУРГАНОВА Мария Александровна. Академик РАХ, доктор искусствоведения, профессор кафедры монументально-декоративной скульптуры МГХПА им. С.Г. Строганова. Москва.
«Новые технологии в искусстве в рамках образовательного процесса на кафедре МДС МГХПА им. С.Г. Строганова».
3. ЯКОВЛЕВА Елена Пантелеевна. Доктор искусствоведения, профессор кафедры рисунка, факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург.
«В.И.Шухаев о технике и технологии живописи».
4. ИГНАТОВИЧ-ВОЖЬНЯКОВСКА Дорота. Главный реставратор Национального музея в Варшаве; КОВНАЦКИЙ Лукаш. Доктор медицинских наук, Европейский центр здоровья Отвоцк; КИРЕПКА Матеуш. Главный исполнительный директор ArtApp
«Современные методы аналитического изображения и его чтений в экспертизах» - "Korpus dzieł malarskich Henryka Siemiradzkiego»
5. КАЗАКОВА Людмила Васильевна. Академик РАХ, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела декоративного и народного искусства НИИ РАХ. Москва.
«Транскрипции традиционных технических приемов в современном творчестве».
6. ПОЦАНИ Джанни. Вице-президент Академии художеств Вероны. Италия, Верона.
«Камеи из стекла императорского периода древнего Рима».
7. АСТРАХАНЦЕВА Татьяна Леонидовна. Доктор искусствоведения, руководитель Рабочей группы научно-методического сопровождения в сфере художественно-технологического и искусствоведческого академического образования НИИ РАХ. Москва.
«Технология подделок гжельского фарфора».
8. АХМЕТОВА Эльмира Рысбековна. Кандидат искусствоведения, директор художественной галереи им Р.Ахметова (ART SPACEkz), скульптор, член Союза художников Республики Казахстан, член международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО. Казахстан, Алматы.
«СТИМПАНК В КАЗАХСТАНЕ».
9. ИГНАТОВИЧ-ВОЖЬНЯКОВСКА Дорота. Главный реставратор Национального музея в Варшаве. Польша.
"Битва под Грюнвальдом" Яна Матейко и реставрационные работы в 1921-2012 гг. Выставка картины в Вильно в 1999 г.
10. ХАСЬЯНОВА Лейла Самиуловна. Член-корреспондент РАХ, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный художник РФ. Москва.
«Спасение Битвы под Грюнвальдом во время Первой и Второй мировых войн»
14.00-15.00 — Обеденный перерыв
15.00 ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ВЕДУЩИЙ - М.В.Вяжевич
1. КРИСТОФ БЕРИ. Директор Литейной мастерской фонда Кубертан. Франция.
«Особенности развития технологий литейного мастерства во Франции».
2. ТЫРТЫШНИКОВ Андрей Владимирович. Академик РАХ. Москва.
«Опыт сотрудничества с литейными мастерскими Франции»
3. ТКАЧЕНКО Станислав Степанович, Президент Ассоциации литейщиков Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ЛенАЛ), Заслуженный металлург РФ, д.т.н., профессор, заместитель директора научно-исследовательского сектора филиала Российской академии художеств "Творческая Мастерская "Литейный Двор". Санкт-Петербург.
«Художественное литье на основе произведений искусства выполненных в цифровой форме».
4. ШУМАКОВ Николай Иванович. Академик РАХ. Председатель Союза архитекторов РФ.
«О современных технологиях московского метро». Москва.
5. САЛИМОВ Алексей Маратович. Член-корреспондент РААСН, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИТИАГ. Тверь.
«Технико-технологические особенности в тверском зодчестве начала XV века».
6. КЛИМЕНКО Юлия Гаврииловна. Профессор, кандидат архитектуры, кафедра истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Москва.
«О новых сводчатых конструкциях в московской архитектуре эпохи Ампир».
7. БУБНОВА Екатерина Васильевна. Художник-монументалист, cекция художников монументально-декоративного искусства Московского союза художников (СХМДИ МСХ). Москва.
«Цифровые технологии в монументальном искусстве».
8. ИГОШЕВ Валерий Викторович. Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГНИИ реставрации, художник-реставратор высшей квалификации. Москва.
«Традиционные техники художественного металла».
9. ПИВЕНЬ Марина Георгиевна. Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры. Москва.
«Декор итальянских свадебных сундуков XV века: исторические технологии и позднейшие реконструкции».
10. МАЙСТРОВСКАЯ Мария Терентьевна. Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна, ведущий научный сотрудник отдела художественных проблем дизайна НИИ РАХ, заслуженный деятель науки и образования. Москва.
«Материал и технология как фактор формообразования в современном мебельном дизайне (зарубежный и отечественный опыт)».
11. НАУМЕНКО Софья Николаевна. МГХПА им. С. Г Строганова. Москва.
«Классические и новые техники и технологии декорирования мебели».
1 НОЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ), БЕЛЫЙ ЗАЛ РАХ, ПРЕЧИСТЕНКА 21
10.30 УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
ВЕДУЩИЙ — Т.Л. Астраханцева
"Технологические особенности "внешности" русской книги кирилловской печати XVI - XVII веков".
2. РЫНДИНА Анна Вадимовна. Академик РАХ, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий отделом древнерусского и церковного искусства НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ. Москва.
«События и образы минувшего «в кольце времен». Москва. От рельефного образа «Volto Santo» XI века в Лукке (ц. Сан-Мартино) и «Африканова» золотого пояса варяга Шимона к группе резных в дереве фигур Спасителя конца XVII - XVIII вв. из Прикамья».
3. БАРТЕЛЬС Наталия Викторовна. Старший научный сотрудник отдела словаря художников России НИИ РАХ. Москва.
«Технико-технологические особенности русских церковных росписей XIX века: к вопросу о состоянии сохранности»
4. КАЗАРИНА Вера Борисовна. Кандидат искусствоведения, директор Научного архива Российской академии художеств, член Союза художников России. Москва.
«Реконструкция средневековых техник в современных произведениях церковного шитья».
5. АГАФОНОВА Анастасия Юрьевна. Профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, кандидат искусствоведения; МАТЬКО Евгений Евгеньевич. Доцент МГХПА им. С.Г. Строганова. Москва.
«Новые технологии в искусстве горячей эмали»
6. БАРАНОВ Евгений Феликсович. Главный художник ювелирной фирмы СИРИН. Москва.
«Воссоздание, развитие и перспективы технологий работы с эмалями. От Фаберже к сегодняшним художникам по эмали».
7. ПАК Вера Филипповна. Заведующая сектором финифти отдела декоративно-прикладного и народного искусства ГМЗРК, кандидат искусствоведения. Ростов.
«О проблеме сохранности экспонатов ростовской финифти ХХ столетия. Риски настоящего и будущего».
8. МАЛАХОВА Татьяна Юрьевна. Старший научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ. Москва.
«Ажурные кивории византийских рельефных икон из слоновой кости X–XI вв. Композиционная и смысловая роль, разновидности и технология исполнения».
9. ЕРОХИН Виктор Михайлович. Член-корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ. Москва.
«Гурчение – от прошлого к настоящему».
10. КОСТИНА Ольга Владимировна. Ведущий научный сотрудник отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ РАХ. Москва.
«Метрополитенова эра» в поисках декоративной выразительности образов станций. Материалы и технологии первых очередей московского метро».
14.00-15.00 — Обеденный перерыв
15.00 ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ВЕДУЩИЙ - К.Л. Лукичёва
1. ЕФИМЕНКО В.П., КОНОВА И.В., РУСАКОВА О.Ю. НИЛ ММСИ. Москва.
«Из опыта работы межмузейного сотрудничества».
2. ЛУКЬЯНОВА Татьяна Анатольевна. Декан факультета реставрации живописи, заведующий кафедрой Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Москва.
«История развития технологии древнерусской фресковой живописи»
3. БУРЫЙ Владимир Прокофьевич, профессор кафедры реставрации монументально-декоративной живописи МГХПА ИМ.С.Г. Строганова, художник- реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, член Научно- методического совета МК РФ; БОРИСОВА Наталья Леонидовна. Зав. кафедрой реставрации монументально-декоративной живописи МГХПА им.С.Г.Строганова, доцент, художник-реставратор высшей категории, член Научно - методического совета МК РФ. Москва.
"Новые технологии реставрации масляных стенописей XIX - XX веков, примененные в Вознесенском соборе Оршина монастыря".
4. КОЗАК Юрий Германович. Художник-реставратор, Государственный научно-исследовательский институт реставрации» (ГОСНИИР). Москва.
«Преимущество новых материалов и технологий для реставрации интерьерной живописи на примере восстановления плафонов из бального зала усадьбы Орловых-Денисовых.»
5. ХЛАВНА Анна Евгеньевна. Художник – реставратор научного отдела реставрации масляной живописи, Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Москва.
«Технология создания портрета кисти Дж. Доу. «Портрет вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны» из собрания Государственного исторического музея. Взгляд из реставрационной мастерской».
6. НИКОЛАЕВА Мария Валентиновна. Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела словаря художников России; ГОРЯЧЕВА Марина Юрьевна. Главный архитектор ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская». Москва.
«Конструктивные и декоративные особенности иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря: работа мастеров по дереву в источниках XVII в. и в натурных обследованиях XXI в.»
7. ФОМИЧЕВА Дарья Владимировна. Член-корреспондент Российской академии художеств, проректор по научной работе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Москва.
«Нерукотворный» рисунок «О графических техниках эпохи Ренессанса»
8. ОРЛОВ Сергей Игоревич. Ведущий научный сотрудник отдела искусства России ХХ века НИИ РАХ. Москва.
«Технологии и методы коллажа в живописи и графике».
9. ОЗДОЕВ Руслан Исламович. Художник-ювелир, член Союза художников России. Сунжа.
«О мастерской по производству эмали».
2 НОЯБРЯ (ПЯТНИЦА) БЕЛЫЙ ЗАЛ РАХ, ПРЕЧИСТЕНКА 21
10.30 — 14.00 УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
ВЕДУЩИЙ - Н.В. Толстая
1. ОСТРОВСКИЙ Илья Вадимович. Издательство «Тридэ Кукинг». Москва.
«Интерпретация традиционных скульптурных техник в творчестве Генри Мура».
2. СЕМИКИН В.В., КОНОВА И.В., РУСАКОВА О.Ю., МАЛЬКОВА Е.В., РЕШЕТОВА И.К., КИТОВА А.О. НИЛ ММСИ. Москва.
«Опыт применения метода фотосовмещения при исследовании произведений живописи».
3. СМЕКАЛОВ Игорь Владимирович. Доктор искусствоведения, доцент кафедры дизайна архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета. Оренбург.
«Противостояние творческих и педагогических технологий в искусстве Вольной школы и ГСХМ Оренбурга (1919 -1922). Супрематист Иван Кудряшов и классицист Степан Карпов».
4. СЕМИКИН В.В., КОНОВА И.В., РУСАКОВА О.Ю., МАЛЬКОВА Е.В., РЕШЕТОВА И.К., ПЕЛЬГУНОВА Л.А. НИЛ ММСИ. Москва.
«Технологическое исследование работ К. Малевича из собрания Московского музея современного искусства на примере двух портретов».
5. СТАРОДУБЦЕВА Зинаида Борисовна. Главный специалист, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Москва.
«К вопросу о технологии современного художественного образования».
6. ПАВЛОВА Ольга Борисовна. МГХПА им. С.Г. Строганова. Москва.
«Периодические арт-проекты ХХ-ХХI веков и новые технологии в искусстве»
7. ГОЛОВАЧ Сергей Михайлович. Художник. Москва.
«Вычислительная фотография: инструменты и тенденции»
Подведение итогов конференции
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ:
1. ДУШКА Сергей Михайлович. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. Москва.
«Инженерно-конструкторские решения в храмовом искусстве».
2. ЧЖАО ПЕН. Китай.
«Хоу Иминь о технологии керамической росписи. Китай»
1. КОЧЕВА Татьяна Валерьевна. Кандидат технических наук. Научный сотрудник. Улан-Удэ.
«Инновационные технологии создания узоров в народном стиле»
2. ВОЙТЕКУНАС Валентина Анатольевна. Государственный институт искусствознания. Москва.
«Техника темперной живописи в русском искусстве конца XIX − начала XX вв.»
3. ДИДРИХ Мария Александровна. МГХПА им. С.Г. Строганова. Москва.
«Техника энкаустики в миниатюрной живописи Франции конца XVIII – начала XIX вв.»
4. СУРОВА Елена Михайловна. Профессор, кандидат философских наук, декан факультета МД и ДПИ МГХПА им. Строганова. Москва.
«Роль техник и технологий в развитии искусства создания интерьеров»
5. СМОЛЕНЧУК Елена Валериевна. Преподаватель, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Факультет Искусств. Санкт-Петербург.
«О русском издании книги Макса Дернера "Художественные материалы и их применение в живописи».
8. ЕРОФЕЕВ Никита Павлович. Хранитель фондов редкой фотографии, Третьяковская галерея. Москва.
«Рисунок, гравюра, фотография. К истории репродуцирования произведений итальянского искусства в XIX веке»
9. ПОГОРЕЛЫЙ Сергей Ефимович. Член союза художников, Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Союза журналистов России, а также Международной ассоциации “Союз дизайнеров”. Москва.
«Реальная нереальность или фотография, как способ монтажа реальности»