Конференция: «Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве»
Отделение искусствознания и художественной критики РАХ
Московское отделение ВТОО «Союз художников России» (МОСХ России)
Ассоциация искусствоведов (АИС)
Научно-практическая конференция на тему:
«Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве»
17 мая 2018 года, выставочный зал МОСХ России
по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д.7
Конференция проходила на фоне выставки «Портрет в эпоху селфи», которая работала в выставочном зале МОСХ России с 3 по 18 мая.
По итогам конференции планируется издание научного сборника материалов.
Изображения человека в его физической реальности, начиная с фаюмского портрета, ценились за сходство с оригиналом. Это онтологическое свойство жанра сохраняется по сей день. Однако само понятие сходства оказалось культурно и исторически обусловленным. В разные времена под сходством понимали разные вещи, такие как физиономическое сходство изображения с конкретным человеком, проявление духовной сущности личности, ее социального статуса, интеллектуального уровня, характерных психологических характеристик, эмоциональных состояний…
Портрет позволял фиксировать не только образ конкретного человека, но передавал и гораздо более широкий спектр реальности. Он мог выражать личное отношение автора к портретируемому, характеризовать эпоху, служить для манифестации политических и эстетических взглядов художника, утверждения национальной и культурной идентичности.
Искусство портрета может быть поиском себя в Другом, а может быть декларацией изолированности. Портрет может быть средством борьбы с Вселенской пустотой, с небытием, а может быть декоративным элементом интерьера. Жанр портрета присутствует во всех видах изобразительного искусства и неизменно вызывает любопытство публики и интерес исследователей.
Сегодня, благодаря новым материалам, техникам и технологиям произошло расширение жанровых границ портрета и его содержательных возможностей. Так, развитие портрета в России - от парсуны до селфи - отражает не только стилевые и технологические новации в искусства, но также и глубокие тектонические сдвиги в общественном менталитете. История развития жанра портрета позволяет фиксировать изменение цивилизационных представлений, эволюцию гуманизма, метаморфозы антропоцентризма…
Портрет по-прежнему остается одним из наиболее востребованных обществом жанров искусства и это со всей очевидностью продемонстрировала выставка В. Серова в Третьяковской галерее.
Задача конференции – рассмотреть и обсудить современные практики портрета в текущей художественной жизни на примере творчества отечественных и зарубежных художников в разных видах искусства: в живописи, графике, скульптуре, монументальном искусстве, арт-фото и других; выявить процессы, которые сегодня формируют основные тенденции в этом жанре, и дать оценку перспективам их развития, увидеть через портреты собирательный образ современника.
Темы научной дискуссии:
- Проблемы идентичности в современном портрете
- Влияние истории портретного жанра на современных художников
- Новейшие стилистические тенденции в жанре портрета
- Технологические и технические новации в жанре портрета
- Персоналии. Особенности художественного метода ведущих портретистов.
- Пространство и предметный мир в современном портрете
- Выбор художником модели как поиск героя времени.
- Портрет как явление общественной жизни
В конференции приняли участие искусствоведы, философы, культурологи, историки, сотрудники музеев, художники, а также все заинтересованные в обсуждении заявленных тем.
Справки по телефонам:
8 916 171 4778 – Аникина Наталья Ивановна
03 966 8868 – Радимов Петр Николаевич