Круглый стол «Пластическое мышление сегодня. Линии влияния».
Круглый стол состоялся 8 октября 2014 года в Отделе теории искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ и был посвящен острой и трудной теме: «Пластическое мышление сегодня. Линии влияния».
Данная тема – одно из магистральных научных направлений в деятельности всей Российской академии художеств и ее подразделений. Каковы критерии художественного качества произведений новейшего искусства? Что в живописном пластическом мышлении может быть оценено как дизайнерская вариация, а что – как Искусство с большой буквы с глубоким подтекстом? Существует ли «ненормативная пластика» в современном искусстве? Работают ли академические традиции живописного письма на профессиональную оснастку актуального художника? Эти и другие вопросы получили подробное освещение в выступлениях участников дискуссии. В ней приняли участие действительный член РАХ доктор философских наук О.А.Кривцун, действительный член РАХ доктор искусствоведения А.К.Якимович, доктор искусствоведения, профессор Л.Ю.Лиманская (РГГУ), доктор культурологии Е.В.Сальникова (Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения, профессор В.Г.Арсланов, кандидат философских наук С.С.Ступин, кандидат философских наук Е.А.Кондратьев (МГУ им. М.В.Ломоносова), кандидат искусствоведения Т.А.Малова, доктор философских наук О.Б.Дубова и другие ученые НИИ РАХ и гуманитарных вузов Москвы.
Исследователи пришли к выводу, что в современном художественном поле можно и нужно искать «центры гравитации» - особые доминанты пластического воображения, которые формируют выдающиеся отечественные и зарубежные живописцы. В одних случаях в качестве центров гравитации выступают произведения, отсекающие традицию, в других случаях – это творения, развивающие, мощно развертывающие в современном пластическом мышлении потенциал, воспринятый в таких авторитетных художественных течениях начала столетней давности как экспрессионизм, кубизм, российский «Бубновый валет», сюрреализм и других. Влиятельными остаются и традиции реалистического искусства, на основе которого по-прежнему создаются принципиально новые, оригинальные, самобытные произведения, обладающие правом первородства.
Участники Круглого стола наметили серию будущих встреч с тем, чтобы в ходе живых, острых дискуссий, упорной исследовательской работы к 2017 году создать коллективную монографию с таким же названием «Пластическое мышление сегодня. Линии влияния».
Данная тема – одно из магистральных научных направлений в деятельности всей Российской академии художеств и ее подразделений. Каковы критерии художественного качества произведений новейшего искусства? Что в живописном пластическом мышлении может быть оценено как дизайнерская вариация, а что – как Искусство с большой буквы с глубоким подтекстом? Существует ли «ненормативная пластика» в современном искусстве? Работают ли академические традиции живописного письма на профессиональную оснастку актуального художника? Эти и другие вопросы получили подробное освещение в выступлениях участников дискуссии. В ней приняли участие действительный член РАХ доктор философских наук О.А.Кривцун, действительный член РАХ доктор искусствоведения А.К.Якимович, доктор искусствоведения, профессор Л.Ю.Лиманская (РГГУ), доктор культурологии Е.В.Сальникова (Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения, профессор В.Г.Арсланов, кандидат философских наук С.С.Ступин, кандидат философских наук Е.А.Кондратьев (МГУ им. М.В.Ломоносова), кандидат искусствоведения Т.А.Малова, доктор философских наук О.Б.Дубова и другие ученые НИИ РАХ и гуманитарных вузов Москвы.
Исследователи пришли к выводу, что в современном художественном поле можно и нужно искать «центры гравитации» - особые доминанты пластического воображения, которые формируют выдающиеся отечественные и зарубежные живописцы. В одних случаях в качестве центров гравитации выступают произведения, отсекающие традицию, в других случаях – это творения, развивающие, мощно развертывающие в современном пластическом мышлении потенциал, воспринятый в таких авторитетных художественных течениях начала столетней давности как экспрессионизм, кубизм, российский «Бубновый валет», сюрреализм и других. Влиятельными остаются и традиции реалистического искусства, на основе которого по-прежнему создаются принципиально новые, оригинальные, самобытные произведения, обладающие правом первородства.
Участники Круглого стола наметили серию будущих встреч с тем, чтобы в ходе живых, острых дискуссий, упорной исследовательской работы к 2017 году создать коллективную монографию с таким же названием «Пластическое мышление сегодня. Линии влияния».
НИИ РАХ