Презентация книги «Иеротопия огня и света в культуре византийского мира». Редактор-составитель А.М. Лидов

 

 11 марта  2014 года в 18:30 в Белом зале Президиума Российской академии художеств
 ( Пречистенка, 21)
 состоялась  презентация новой книги:
 
«ИЕРОТОПИЯ ОГНЯ И СВЕТА В КУЛЬТУРЕ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА»/
 Редактор-составитель А.М. Лидов. М., «Феория», 2013, 558с., 186 иллс


В презентации приняли участие члены Президиума, академики Российской академии художеств, авторы сборника,  ведущие российские и зарубежные ученые.
В рамках презентации прошло чествование руководителя научного проекта и составителя сборника академика РАХ Алексея Михайловича Лидова  в связи с  его 55-летием. А.Лидов удостоен высшей  академической награды - ордена "За заслуги перед Академией".

Сборник статей, впервые в мировой науке, посвящен проблематике огня и света как важнейших средств в создании сакральных пространств. Он включает 29 статей ведущих отечественных и зарубежных (американских и европейских) исследователей.  В центре внимания - византийская и древнерусская традиция, рассмотренная на широком историческом и географическом фоне,  который только и позволяет оценить своеобразие восточнохристианской культуры огня и света. Подобное  явление не может быть описано в рамках одной традиционной науки, поэтому к его рассмотрению привлечены не только искусствоведы, но и историки,  философы, литургисты, филологи и лингвисты. При этом речь идет об особом виде художественного творчества, которое  может быть адекватно понято только в контексте иеротопии — нового раздела истории культуры, изучающего мировую практику создания сакральных пространств.
В рамках этого большого международного проекта уже были изданы книги: Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009; Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2006, с. 32–58; Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2009; Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2009. Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2011.Все издания доступны онлайн на сайте www.hierotopy.ru.

Hierotopy of Light and Fire in the Culture of the Byzantine world
/ ed. Alexei Lidov. Moscow, ‘Theoria’, 2013, 558 pp. 186 ills.

The collection tackles the subject of light and fire and the role of these elements in making of sacred spaces, mostly in the Byzantine and Russian Medieval tradition. These Christian phenomena are considered within their wide historical and geographical context. The present book is clearly of a multi-and -interdisciplinary character, thus, appealing to scholars with various research interests and academic backgrounds. Several articles explore and focus on artistic aspects of light and fire, as well as look at the methodology of the subject in the modern art history. The volume is a next step of continuous research, dedicated to the making of sacred spaces as a separate form of artistic and spiritual creativity.



СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS

А. М. Лидов.
Драматургия Огня и Света как вид иеротопического творчества
Alexei Lidov. The Dramaturgy of  Fire and Light as a Form of Hierotopic Creativity

Вяч. Вс. Иванов.
Огонь, Солнце и Свет
в языках и культурах древней и средневековой Евразии
Vyacheslav Vs. Ivanov. Fire, Sun and Light in Languages and Cultures of Ancient and Medieval Eurasia

С. С. Хоружий.
Свет Плотинов и свет Фавора:
мистика света в неоплатонизме и исихазме
Sergei Khorujii. Plotin’s Light and the Light of Thabor:  the Mysticism of Light in Neo-Platonism and Hesychasm

А. Д. Охоцимский.
Образ-парадигма Божественного Огня в Библии и в христианской традиции
Andrew Simsky. The Image- Paradigm of the Fire of God in the Bible and in the Christian Tradition

Fabio Barry.
The House of the Rising Sun:
Luminosity and Sacrality from Domus to Ecclesia
Фабио Барри. Дом восходящего солнца.
Светоносность и сакральность от Domus к Ecclesia

Maria Cristina Carile.
The Imperial Palace Glittering with Light: The Material and Immaterial in the Sacrum Palatium
Мария Кристина Кариле. Императорский дворец, излучающий свет: материальное и нематериальное в Sacrum Palatium

А. Ю. Годованец.
Пространство Софии Константинопольской и позднеантичная наука о свете
Aleksandr Godovanets. The Space of Hagia Sophia and the Late Antique Science on Light

Eleni Dimitriadou.
From the Great Palace to the Great Church: Art and Light in the Context of Court Ritual in Tenth-Century Constantinople
Елени Димитриаду. От Великого дворца до Великой церкви: искусство и свет в контексте придворного ритуала в Константинополе X века

Maria G. Parani.
“Rise like the sun, the God-inspired kingship”: Light-symbolism and the Uses of Light in Middle and Late Byzantine Imperial Ceremonial
Мария Парани. «Взойди как солнце, Боговдохновенное царство». Световая символика и использование света в византийских императорских церемониях

Dimitra Kotoula.
The Dramaturgy of Light in the Burial Chapel of the Monastic Founder.
Димитра Котула. Драматургия света в погребальных приделах основателей византийских монастырей

А. М. Пентковский.
«Святой Свет» и возжжение огня в Великую Субботу в Иерусалиме
Alexei Pentkovsky. The 'Holy Light' and the Kindling
of Fire on the Great Saturday in Jerusalem

Марчелло Гарзанити.
  О восприятии «Благодатного Огня» русским, западным и византийским паломником в Иерусалиме ХI–ХII вв. : «Хожение» игумена Даниила в контексте греческой и латинской паломнической литературы его эпохи
Marcello Garzaniti. The Perception of the Holy Fire by Russian, Byzantine and Latin pilgrims in the eleventh-twelfth century Jerusalem: the Xozhenie of hegumen Daniel in the context of Greek and Latin pilgrimage literature of his time.

Nicoletta Isar.
Dancing Light into the Byzantine Sacred Space. The Athonite Chorography of Fire
Николетта Исар. Танцующий свет в византийском
сакральном пространстве. Афонская хорография огня

Л. М. Евсеева.
Образ и свет в чине Всенощного бдения в монастырях Афона
Lilia Evseeva. Image and Light in the Monastic Rite
of Agrypnia on the Mount Athos

Elka Bakalova.
The Pillar of Fire as a Sign
of Theophany: Some Examples from Byzantine
and Postbyzantine Art
Элка Бакалова. Огненный Столп как знак
теофании в византийском и пост-византийском искусстве

М. А. Лидова.
Тема огня в иконографической программе капеллы Галлы Плацидии в Равенне
Maria Lidova. Fire in the Iconography
of the Galla Placidia Chapel in Ravenna

Jelena Bogdanović.
The Rhetoric and Performativity of Light in the Sacred Space: A Case Study of The Vision of St. Peter of Alexandria
Елена Богданович. Риторика и перформативность света в сакральном пространстве: Видение св. Петра Александрийского

А. М. Лидов.
Иконы в огне. Византийская иеротопия обряда Анастенарии.
Alexei Lidov. Icons in Fire. Byzantine Hierotopy of the Anastenaria Rite

В. М. Живов.
Видения света и проблемы
русского средневекового исихазма
Victor Zhivov. The Visions of Light and Problems
of the Russian Medieval Hesychasm

Д. И. Макаров.
Учение св. Каллиста I, Патриарха Константинопольского, о Божественном Свете и Огне  и его истоки в традиции афонского и студийского исихазма
Dmitry I. Makarov.  Theology of Light by  Callistos I, the Patriarch  of Constantinople, and its Roots in the Athonite and Stoudite Hesychasm

Вс. М. Рожнятовский.
Световые эффекты в пространстве византийского храма: исторические этапы и особенности развития
Vsevolod Rozhniatovsky. Light Effects within the Space of the Byzantine Church: Historical Stages and Special Aspects of the Evolution

Вл. В. Седов.
Проблема окна  в древнерусской архитектуре: некоторые тексты
Vladimir Sedov.The Meaning of  Window in the Medieval Russian Architecture: Some Written Sources

А. Г. Мельник.
Огонь в практиках почитания
русских святых в XI–XVII веках
Aleksandr Melnik. Fire in the Veneration
of Russian Saints from the 11th to 17th century

В. В. Игошев.
Типология, назначение и символика
древнерусских кадил и ладаниц
Valery Igoshev. Typology, Functions and Symbolism
of Medieval Russian Censers and Incense-Containers

П.А. Тычинская.
Огненный лик. К истокам иконографии архангела Михаила грозных сил воеводы.
Polina Tychinska. The Fiery Face. On the Origins of the Iconography of  St. Michael the Archangel, Commander of the Heavenly Hosts

А. В. Муравьев.
Огонь и свет в сакральном пространстве старообрядческой церкви
Alexei Muraviev. Fire and Light in the Sacred Space
of the Old-Believers’ Church

О. В. Чумичева.
«Огонь просветительный» в русской богословской полемике первой половины — середины XVII века
Olga Chumicheva. “The Enlightening Fire” in the Russian Theological Polemics of the Seventeenth Century

Г.М. Зеленская.
Концепция света в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря
Galina Zelenskaya. The Concept of  Light in the Resurrection Cathedral of the New Jerusalem Monastery near Moscow   

М. Н. Соколов.
Арт-искра как историко-эстетический феномен. К иконологии элемента Огонь
Mikhail N. Sokolov. The Art-Spark as a Historical and Aesthetic Phenomenon. On the Iconology of Fire






версия для печати