Научно-практическая конференция Новые технологии в современной отечественной сценографии. Преимущества и опасности.
Российская академия художеств
Отделение театрально-декорационного и кинодекорационного искусства
Научно-практическая конференция
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОПАСНОСТИ.
16 мая 2013 года
Российская академия художеств (Пречистенка, 21)
Белый зал
Научно-практическая конференция началась с вступительного слова академика-секретаря Отделения театрально - и кинодекорационного искусства Б.А.Мессерера. Борис Асафович подчеркнул важность научного осмысления текущих процессов в изобразительном искусстве, в том числе сценографии, принимая во внимание те требования, которые сейчас предъявляются к Академии художеств, как к одному из ведущих научных учреждений страны.
Доклад академика В.Я.Левенталя был посвящен анализу роли сценографа в процессе создания спектакля, основанному на личном опыте работы в российском и зарубежном театре. Валерий Яковлевич дал оценку вкладу выдающихся режиссеров и сценографов разных стран мира (со многими из которых ему довелось общаться или работать) в развитие декорационного искусства, в том числе в плане его художественно-технологического усовершенствования. Эти изменения всегда были подчинены у настоящих мастеров новаторским художественным задачам. Сейчас применение новых технологий зачастую не отвечает высоким эстетическим критериям.
Академик С.М.Бархин в своем выступлении, посвященном роли пропорций в театральном пространстве, остановился на значении архитектурного понятия «золотого сечения» в работе сценографа, предложил конкретные варианты использования различных его функций, рассказал о применении этого принципа в одной из последних своих театральных работ.
Член-корреспондент Ю.С. Устинов, прекрасно владеющий декорационной живописью, в последние годы активно использует компьютерные технологии в сценографии, что часто продиктовано производственной или финансовой необходимостью. Его выступление сопровождалось интересными и выразительными видеоматериалами из собственной театральной практики.
Такими же конкретными современными видеоматериалами из своего творческого опыта сопровождались выступления главного художника Театра «Новая опера» В.Г.Герасименко и главного дизайнера канала «Культура» Е.Н.Китаевой, а также сообщения доцента Школы-студии МХАТ им.А.П.Чехова Е.П.Древалевой, посвященного инновациям в области светового оформления спектакля.
О принципах воспитания нового поколения сценографов, которое должно осваивать современные компьютерные и анимационные технологии, основываясь на серьезном профессиональном базовом классическом образовании и сохранении высокой художественной культуры, говорили член-корреспондент С.Б.Бенедиктов, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ В.И.Шилькрот, руководитель мастерской в МГАХУ памяти 1905 года Т.Н.Спасоломская.
Почти каждое выступление сопровождалось живым и заинтересованным обменом мнениями собравшихся художников и искусствоведов в общем стремлении выработать какие-то принципиальные позиции в обсуждаемой сложной теме.