Презентация серии документальных архивных сборников о художесвтенной жизни Советской России с 1917 по 1932 год
Российская Академия художеств
НИИ теории и истории изобразительных искусств
Российский государственный архив экономики
15 декабря 2010 года в 15 часов в Белом зале Российской Академии художеств (Пречистенка, 21) - состоится презентация серии документальных архивных сборников, освещающих художественную жизнь, события и факты развития изобразительного искусства Советской России с 1917 по 1932 год, а также ряд научных трудов, связанных с публикацией этих документальных сборников. На презентации будут представлены: Коллективная монография «Города мира - мир города». М.: Северный паломник, 2009. Художественная жизнь Советской России. 1917-1932. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов. Отв.ред. В.П.Толстой. М.: Галарт, 2010. - 419 с., илл. Серия документальных сборников,
подготовленных сотрудниками НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ :
Фарфор, фаянс, стекло. Материалы и документы 1917 - 1932. /Под общ. ред. В.П. Толстого/- М.: Искусство, 1980
Советское декоративное искусство. Народные художественные промыслы. Материалы и документы. 1917-1932" /Под общ. Ред. М.А. Некрасовой/ В 2-х кн. Москва: Искусство, 1986
Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств" М., 1984
Агитпоезда и агитпараходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932. М. Искусство, 2002
Выставочные ансамбли СССР 1920-1930-е годы. Материалы и документы". Отв. редактор В. П. Толстой. М.: Галарт, 2006
К презентации приглашаются научные сотрудники и члены Академии художеств, работники Государственного архива экономики, сотрудники издательства «Галарт» и все интересующиеся данной темой специалисты. Планируется развернутая выставка книг по данной тематике и организована льготная продажа и дарение книг из запасов НИИ Академии художеств.
Художественная жизнь Советской России. 1917-1932. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов. Отв.ред. В.П.Толстой. М.: Галарт, 2010. – 419 с., илл. Мы представляем вам только что вышедший в свет очередной сборник архивных документов и материалов о художественной жизни нашей страны, начиная с революционных событий 1917 года, и до начала 1930-х годов, знаменующих новый этап нашей истории советского времени. Это уже шестая книга в серии документальных сборников, подготовленных НИИ Академии художеств совместно с сотрудниками госархивов. Поэтому считаю нужным сказать и о всех предыдущих выпусках этой серии. Первый документальный сборник называется Советское декоративное искусство. Фарфор, фаянс, стекло. Материалы и документы 1917 – 1932. (/Под общ. ред. В.П. Толстого/ – М.: Искусство, 1980. -339 c.) Второй сборник (под редакцией М.А. Некрасовой), посвящен судьбам традиционных художественных промыслов и ремесел: «Советское декоративное искусство. Народные художественные промыслы. Материалы и документы. 1917-1932» (Под общ. Ред. М.А. Некрасовой. В 2-х кн. Москва: Искусство, 1986). Третий и четвертый сборники посвящены агитмассовому искусству первых советских лет. Третий озаглавлен «Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств» (Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. Сборник. М., 1984.). Четвертый сборник – «Агитпоезда и агитпараходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932». М.: “Искусство”, 2002. В пятом сборнике опубликованы материалы, связанные с созданием выставок ВСХВ 1923 и 1939 и советских павильонов всемирных выстаовк 1937 и 1939 гг. («Выставочные ансамбли СССР 1920-1930-е годы. Материалы и документы». Отв. редактор В. П. Толстой. М.: Галарт, 2006). Шестой, итоговый сборник, дает представление о той общественной атмосфере, в которой развивались художественные процессы в области изобразительных искусств и архитектуры, и мероприятиях советской власти в этой области. (Художественная жизнь Советской России. 1917-1932. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов. Отв.ред. В.П.Толстой. М.: Галарт, 2010). В этих документальных сборниках, охватывающих первое 15-летие советского периода нашей истории, отразилась коренная перестройка общественного сознания: от чрезмерной эйфории и романтических мечтаний начала ХХ века и упований на очистительную роль революционных перемен в жизни народа – к утрате этих иллюзий, краху надежд и осознанию того, что наступает пора жесткой государственной политической диктатуры. Правда, надо учитывать, что эти сборники освещают лишь одну, в основном, официальную, государственную, сторону художественной жизни Советской России. В них не могло отразиться все то, что не зафиксировано в печати или архивных документах. И все же то, что содержится в этих сборниках, несомненно, поможет лучшему пониманию того времени. Знание и изучение этих переломных лет в истории ХХ в. необходимо и актуально, несмотря на то, что многое у нас изменилось коренным образом. Пока еще существует мнение, что все, что происходило и относится к искусству советского периода – это сплошное заблуждение, заслуживающее только отрицания и забвения. Конечно, критическое осмысление и переоценка всего, что произошло после октября 1917 года в жизни нашей страны (в том числе и в сфере художественного творчества), необходимо. Но ведь это был большой и важный этап не только для нашей страны, но и для мировой истории ХХ века, с ее глобальными событиями трагического и героического характера. Все это требует серьезного изучения и понимания. Ведь в эту эпоху в искусстве ХХ века, в том числе и в революционной России рождалось много нового и интересного, обусловленного коренной ломкой жизненного уклада и общественных отношений. И в этих необычайно трудных, переломных условиях вынуждены были жить и работать и те, чье творчество сформировалось еще в предреволюционную пору, и та молодая поросль, чья творческая энергия смогла реализоваться именно в ту революционную пору. Публикация серии документальных сборников – это неотъемлемая часть особого направления исследовательских работ нашего института в области декоративного и монументального искусства и всей предметно-пространственной среды существования людей ХХ века. То было время так называемой «хрущевской оттепели», когда впервые проблемы частной жизни и быта советских людей, обустройства их жилища, одежды, моды и других сторон материальной и бытовой культуры выдвинулись на первый план. Лозунгом дня стал девиз: «Искусство – в быт!». Под этим девизом в 1961 г. в московском Манеже была развернута грандиозная выставка, посвященная декоративно-прикладным искусствам и их роли в оформлении современных жилых и общественных интерьеров. В сфере общественного внимания были популярные выставки обустройства малогабаритных квартир жилых домов в Черемушках и других районах массовой застройки. Многие тогда были воодушевлены модной, но, в сущности, утопической идеей – нести искусство в повседневный быт, преобразовывать жизнь советских людей «по законам красоты», чтобы то, что их окружает и в будни, и в праздники – от облика городов, убранства жилых и общественных интерьеров, вплоть до одежды и вещей домашнего обихода, составляло художественное целое и отвечало представлениям о «современном вкусе». Возникла настоятельная потребность осмыслить, и мобилизовать весь положительный опыт в этой области на службу современным требованиям, чтобы люди после долгих и тяжких испытаний и лишений военных и первых послевоенных лет узнали что-то новое, радостное и прекрасное. Именно в такой атмосфере общественных ожиданий и требований к искусству и началась наша работа, направленная на собирание и осмысление всего того, что создавалось в нашей стране в области декоративных искусств и составляло ценное наследие. Чтобы приступить к осуществлению этой генеральной задачи сложились благоприятные возможности. В научно-исследовательском институте Академии художеств, Институте искусствознания и институте художественной промышленности (Минместпрома) работали тогда знающие и авторитетные специалисты в области декоративных искусств. Сплотить эти, разобщенные научные силы, вокруг важной научной и общественной задачи удалось образованному в НИИ РАХ сектору декоративных искусств, который стал в те годы одним из ведущих центров искусствоведческой деятельности по изучению и систематизации фактов и документов по истории отечественного искусства, формирующего всю предметно-пространственную среду. К осуществлению основной задачи мы приступили сразу по трем направлениям: во-первых, сбору фактов и архивных материалов по различным видам монументального и декоративного искусства советского времени, во-вторых, на базе этого фактического материала вели подготовку первой, достаточно полной и логически осмысленной книги по истории декоративных искусств советского времени, охватывающей широкую сферу художественной деятельности – от оформления городов и убранства интерьеров до художественной промышленности, проектирования одежды и изделий домашнего обихода. И наконец, в третьих, параллельно с этой длительной и кропотливой историографической работой, активно включились в текущую художественную жизнь: своими статьями в журналах и газетах, обсуждениях выставок, подготовкой публикаций по самым актуальным проблемам.
За период конца 1960-1970 годов вышел ряд таких сборников статей: Искусство современной экспозиции: Выставки. Музеи. М., 1965. Художественная керамика. М., 1965. Искусство и промышленность. М., 1967. Человек, предмет, среда: Вопросы развития современного декоративного искусства 60-70-х гг. Сборник статей. М., 1980. Прикладные искусства и современное жилище. М., 1985 и др. Публикация тематических сборников, активное участие в художественной жизни тех лет, наряду с работой в архивах, и сотрудничеству квалифицированных специалистов, помогло нам создать капитальный труд – двухтомную историю советского декоративного искусства в широком понимании этого термина, что тогда было новым и необычным. (Советское декоративное искусство, 1917 – 1945: Очерки истории. Отв. ред. В. П. Толстой. М.: Искусство, Т.1, 1984. Т.2, 1987). Здесь внимательно рассмотрены в их историческом развитии не только различные отрасли художественной промышленности и народные художественные промыслы и ремесла, но и такие новые виды декоративного творчества, как агитмассовое искусство, оформление празднеств и политические плакаты, росписи агитпоездов, изделия агитфарфора, искусство выставочных экспозиций, а также участие художников в проектировании мебели и одежды, убранство интерьеров и городских пространств. Здесь показан вклад в общесоюзное «советское декоративное искусство» отдельных национальных художественных культур и важнейших центров художественного производства, и при этом характеризуется творчество ведущих мастеров, создателей этого искусства. Исторический взгляд на развитие различных видов и жанров монументального и декоративного искусства Советского Союза позволяет наглядно показать эти отрасли художественного творчества как неотъемлемую часть художественной культуры такого уникального периода истории ХХ века, которое именуется советским временем. Последующие исторические события, распад СССР и крах всей социалистической парадигмы развития естественно, оттеснил на задний план интерес к данному периоду развития нашего искусства, отраженного в этом двухтомнике. Но и сейчас он поражает своей насыщенностью фактами и событиями, запечатленными в его текстах и иллюстрациях. Недаром вскоре после опубликования нашего двухтомника истории декоративного искусства и серии архивных сборников они частично были переведены и опубликованы в Париже и Лондоне. Создать столь большой, серьезный труд удалось во многом благодаря координации усилий большого коллектива высококвалифицированных специалистов, которых следует здесь назвать: это ныне уже покойные сотрудники института искусствознания И.А.Крюкова, В.Ф. Рожанковский, Г.М.Бочаров, В.Н. Выголов; сотрудники НИИХП О.С.Попова, Е.Г.Яковлева, Н.И.Каплан, Б.И.Коромыслов; сотрудники НИИ Академии художеств И.М.Бибикова, И.А.Пронина, Т.К. Стриженова, Н.Воронов, Л.Жадова, К.Макаров, С.М.Темерич, И.М.Суслов, А.К.Чекалов, Б.А.Капралов, и научные рецензенты этого труда М.Б.Бархин, К.И. Рождественский, В.Василенко. И поныне продолжают трудиться те, кто создавал этот двухтомник и шесть документальных сборников: В.П.Толстой, Н.С.Степанян, Т.Г.Малинина, И.Николаева, Л.В.Казакова, Ю.П.Маркин, Т.И.Володина, М.А.Некрасова, Л.В.Андреева, И.А.Алпатова, И.В. Белинцева. Неоценимую роль в подборке архивных документов и их археографической обработке сыграли сотрудники госархивов: директор Российского государственного архива экономики Е.А.Тюрина, и сотрудники Сорокина, Н. И. Левченко, Е.В. Хандурина, С.А.Иникова и др. С благодарностью следует назвать и тех людей, которые, работая в издательствах, способствовали выходу в свет наших трудов – в издательстве «Искусство» Ю.П.Маркин, Т.И.Володина, а в издательстве «Галарт» - его директор В.Г.Мезенцев, главный художник Е.Н.Семенов, и редакторы Г.П.Конечна и А.А. Руб. Сегодня, наконец, мы подводим итоги сделанного по взятому несколько десятилетий назад научному направлению. Было бы неправильно ограничиться только теми коллективными трудами, которые презентуются. Наряду и в непосредственной связи с этими коллективными трудами сотрудники нашего отделения опубликовали индивидуальные труды и исследования. Так, например. Автор глав в двухтомнике и сборнике документов по выставочным экспозициям И.В.Рязанцев опубликовал монографию «Искусство советского выставочного ансамбля 1917 - 1970. (М.: Советский художник, 1976). К.А.Макаров стал автором-составителем капитального альбома (Макаров К.А. Советское декоративное искусство. М.,1974). В.П. Толстой подготовил и опубликовал фундаментальную книгу-альбом «Монументальное искусство СССР» (М.: Советский художник, 1980); и книгу «У истоков советского монументального искусства, 1917-1923» М., 1983. Н.С. Степанян написала оригинальную историю отечественного изобразительного искусства ХХ века, которая была трижды переиздана. (Последнее издание: Н.С. Степанян. Искусство России ХХ века. Развитие путем метаморфозы. М.: Галарт, 2008). Т.Г. Малинина – книгу «Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции» ( М.: Пинакотека, 2005) и защитила докторскую диссертацию по этой теме. Ею подготовлена к изданию книга «Память и Время: Из художественного и архитектурного архива периода Второй мировой войны». Все эти и ряд других исследований и публикаций суть «дети» и «внуки», которые связаны с серией публикаций по истории отечественного монументального и декоративного искусства. Насыщенные огромным новым фактическим, документально подтвержденым материалом, они наглядно доказывают, что процессы в искусстве и общественной истории России советского периода содержат много того, что нужно еще изучать и оценивать, как неотъемлемую часть истории ХХ века. Другие коллективные труды сотрудников Отдела монументального искусства последних лет:
Художественные модели мироздания. М.: Наука, 1999. Т.1- 2. Города мира – мир города. Коллективная монография. М.: Северный паломник, 2009. – 302 с., ил.