Президент Российской академии художеств З.К.Церетели открыл выставку «Русский авангард» в Самаре

 


30 октября 2009 года в галерее «Виктория» г. Самара открылась выставка «Русский авангард» из собрания Московского музея современного искусства. В  открытии принял участие Президент Российской академии художеств, директор ММСИ З.К. Церетели.

Московский музей современного искусства подготовил экспозицию работ художников - авангардистов из своих фондов. Работы были собраны Зурабом Церетели как часть коллекции искусства 20-ого столетия, положившей начало Музею современного искусства, которому в этом году исполняется 10 лет.
Несколько месяцев назад эти картины экспонировались в Японии и произвели настоящий фурор. Это неудивительно: в начале ХХ века русское искусство оказалось на острие мирового художественного процесса. Все самое смелое, новаторское создавалось в России и выходцами из России. Исторически сложилось, что смена эстетических установок, отход от традиционных норм в России происходит быстрее, радикальнее и решительнее, чем где бы то ни было.
Термин «русский авангард» не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем - это общий термин для обозначения радикальных новаторских течений в искусстве, которые зародились в предвоенные – 1907–1914 гг., вышли на авансцену в годы революции и достигли зрелости в первое послереволюционное десятилетие.
Различные течения художественного авангарда (футуризм, кубизм, супрематизм, абстракционизм и т.д.) объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями, но и с новым искусством стиля модерн – господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна. В литературе авангард представлен поэтическими экспериментами Владимира Маяковского, Даниила Хармса, Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, в театре – творчеством Всеволода Меерхольда.
Крупнейшие мастера изобразительного авангардного искусства Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Владимир Стенберг, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Ольга Розанова. Обращаясь к их творчеству, еще раз убеждаешься: «все новое – это хорошо забытое старое». Очевидно, что самые радикальные сегодняшние новаторы, так или иначе, опираются в своих опытах на наследие, оставленное им великими предшественниками.







версия для печати