Заседания семинара «Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное» А.М.Лидова в 2009 году
Российская академия художеств приглашает принять участие в Международном научно-методологическом семинаре «Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное», проходящем под руководством члена-корреспондент Отделение искусствознания РАХ А.М. Лидова, в Белом зале Президиума РАХ (Москва, Пречистенка, 21). Семинар предполагает широкие и интенсивные дискуссии, посвященные как конкретным примерам «пространственных икон» в разных культурах мира, так и обсуждения широкого круга теоретических проблем искусствоведения и актуальной художественной практики.
16 января 2009 года в 16:30. Евгений Кириченко «Крестное знамение и сакральное пространство в русской архитектуре».
19 февраля 2009 года в 16:30. Павел Лунгин «Создание сакральных пространств в фильмах "Остров" и "Царь" ("Иван Грозный")».
12 марта 2009 года в 16:30. Алексей Лидов. Круглый стол и презентация книги: Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств.
22 апреля 2009 года в 16:30. Сергей Хоружий «Визуальный опыт и пространственный опыт в их отношении к духовной практике».
25 мая 2009 года в 16:30. Дмитрий Гутов, Александр Корнаухов, Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Ирина Языкова и другие художники. Круглый стол: «иконическое и пространственное в современном искусстве».
Алексей Лидов так обозначил концепцию семинара «Пространственные иконы»: Семинар посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о «пространственных иконах», а именно о конкретных проектах создания «иконических» образов в пространстве. Такие образы могли возникать как между несколькими изображениями в определенной сакральной среде (храма, города, ландшафта), так и в контексте ритуального действа. Эти «иконы» не совпадали с любыми привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом «пространственные иконы» задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих «срежиссированное» целое. Примечательно, что византийские «пространственные иконы», столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа. При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию «плоской картины», которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время. Семинар предполагает обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем последовательно вытесненного и вновь обретаемого в наши дни. Таким образом речь идет о некоем альтернативном пути творчества, когда не самодовлеющий художественный предмет, а иконическое, в смысле соединяющее горнее и дольнее, пространство рассматривается как центр универсума. Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества, которая должна быть изучена исторически (см. кн.: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006).
Фото: Управление информации РАХ