XVII Алпатовские чтения «Российская академия художеств и современное искусство»
22 марта 2007 года в Российской академии художеств состоялись очередные 17 Алпатовские чтения на тему «Российская академия художеств и современное искусство», приуроченные к юбилею Академии – 250-летию с момента опубликования в 1757 году Указа Елизаветы Петровны о ее образовании.
Организаторы конференции:
Российская академия художеств, отделение искусствознания и художественной критики
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств.
Организационный комитет: В.В.Ванслов, М.А.Бусев, В.М.Полевой, Е.З.Церетели, Д.О.Швидковский, И.В.Юденич.
Утреннее заседание прошло Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка. 19),
дневное заседание - в Белом зале Российской академии художеств ( Пречистенка, 21) .
Заседание открылось выступлением президента Российской академии художеств З.К.Церетели. В конференции приняли участие ведущие искусствоведы и художественные критики страны. Темы докладов отразили сложную проблематику сегодняшнего состояния изобразительного искусства. В выступлениях были затронуты вопросы классического наследия и современности, основные проблемы состояния современной живописи, академической школы сегодня, взаимоотношений Академии художеств и современного искусства. Среди выступающих – доктор искусствоведения В. М. Полевой, известные художественные критики А. И. Морозов и А. К. Якимович, доктор искусствоведения М. А. Чегодаева, крупнейшие мастера, члены Академии И. П. Обросов, Ю. П. Платонов. и многие другие..
Выбор темы для обсуждения был предложен группой художников – членов Российской академии художеств и Союза художников РФ, озабоченных судьбами искусства, положением художников в современном культурном мире и ролью Российской академии художеств в сложившейся ситуации. Доказательством востребованности темы послужило участие в ней известнейших искусствоведов и критиков, а также крупнейших художников – представителей разных видов изобразительного искусства. Конференция привлекла также внимание начинающих художников-студентов МГАХИ им. В.И.Сурикова и художественного лицея им. Н.В.Томского.
В нескольких теоретических докладах (В.М.Полевого, М.А.Чегодаевой, А.И.Морозова, А.К.Якимовича) рефреном прозвучал ответ на тему конференции. В.М.Полевой в докладе «АХ в художественном процессе нового времени» проследил основные этапы развития Императорской, впоследствии Российской академии художеств, подчеркнул ее роль и влияние на культуру своего времени на протяжении двух с половиной веков. Он определил ее значение в наши дни – в дни дошедшего до своего предела раскола двух систем образного мышления и способа их выражения – в том, что Академия, являющаяся государственным учреждением, действует как «стабильная художественная сила» и выполняет свои главные функции – образовательную, выставочную и научную деятельность. Благодаря открытости и восприимчивости ко всему новому и яркому в искусстве Президента З.К.Церетели нынешняя Российская академия художеств держит курс на толерантность, поддерживает все талантливые художественные начинания. Этой же позиции в отношении Академии как организации, объединяющей творческие устремления художников разной направленности, доброжелательно относящейся ко всему живому и талантливому в исканиях и экспериментах современного искусства, но и преданной традициям великого русского искусства, благоговейно хранящей классическое наследие, придерживается М.А.Чегодаева.
Точные и взвешенные суждения об особенности развития отечественного искусства в 20-начале 21 в., прозвучали в докладах А.И.Морозова и А.К.Якимовича, назвавшего мифом определение «современности» в изобразительном искусстве как нечто отличное от классического наследия и рассматривающего двадцатый век «не как новый шаг в развитии искусства, а лишь как его финальный отголосок», перекос интереса от пластических ценностей в область технологических, предметных, концептуальных средств. Самое активное и заинтересованное участие в обсуждении животрепещущих проблем отечественного изобразительного искусства нашего времени, его места в современной культуре, положении художников – как старшего (шестидесятники-семидесятники), так и младшего, только вступающего на самостоятельный творческий путь поколений, – приняли именитые мастера – М.М.Курилко-Рюмин, И.П.Обросов, Т.Г.Назаренко, О.Н.Лошаков.
О преобладающей роли Российской академии художеств в подготовке художников, создании национальной художественной школы Беларуси на протяжении минувших столетий рассказал директор Национального художественного музея Республики Беларусь В.И.Прокопцов. Значение Российской академии художеств для формирования скульптурного отделения казанской художественной школы было отмечено в докладе Т.Н.Кривошеевой. Ряд докладов конференции был посвящен более частным, специальным проблемам (академическим традициям художественного образования в современной практике Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К.Рериха в докладе Е.А.Боровской; художественной критике 20 века в системе академического образования в выступлении С.М.Грачевой).
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
Открытие конференции – президент Российской академии художеств З.К.Церетели
Вступительное слово - вице-президент Российской академии художеств Д.О.Швидковский
Полевой В.М. Академия художеств и художественный процесс.
Морозов А.И. Современность творчества и некоторые проблемы культуры.
Жилинский Д.Д. Академическая школа сегодня.
Акритас А.Г. Моя любимая Академия – старая и новая.
Обросов И.П. Основные проблемы современной живописи.
Савельева Л.И. Новый взгляд- новое стекло.
Якимович А.К. Классическое искусство и неоклассическая современность. О некоторых заблуждениях академиков и не-академиков.
Чегодаева М.А. Классическое наследие и современность.
Платонов Ю.П. Пространственно-художественные преобразования городской среды – проект «Стеклянные улицы».
ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Геташвили Н.В. Академия художеств и современное искусство (западный опыт)
Малолетков В.А. Современное искусство и новые технологии.
Ширшова Л.В. О современной церковной живописи.
Кутейникова Н.С. Преподавание рисунка в мастерской монументальной живописи Института им. И.Е.Репина Российской академии художеств (вторая половина XX века).
Боровская Е.А. Академические традиции художественного образования в современной практике Санкт-петербургского художественного училища им. Н.К.Рериха.
Грачева С.М. Художественная критика XX века в системе академического образования.
Томсон О.И. Российская академия художеств, современное искусств. Исчезающая реальность.
Прокопцев В.И. Российская академия художеств и современное искусств Беларуси.
Кривошеева Т.Н. Роль академии художеств в формировании скульптурного отделения Казанской художественной школы.