На заседании Президиума РАХ 9 июня 2005 года. К 200-летию со дня рождения скульптора П.К.Клодта

 

Российская академия художеств, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Музей городской скульптуры Санкт-Петербурга - 8 и 9 июня 2005 года отметили 200-летие со дня рождения известного скульптора П.К.Клодта.

8 июня 2005 года в 16.00 в Музее городской скульптуры состоялось возложение венков на могилу скульптора (Александро-Невская Лавра).

На торжественном выездном заседании Президиума Российской Академии художеств, которое состоялось 9 июня 2005 года в Конференц-зале Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17) присутствовали потомки знаменитой династии Клодтов из Финляндии, Москвы и Санкт-Петербурга, атташе по культуре Федеративной Республики Германия и Финляндии в Санкт-Петербурге.

Программа торжественного заседания Президиума Российской Академии художеств, посвященного 200-летию со дня рождения П.К. Клодта

11.00. Утреннее заседание

Выступления:
-В.А. Леняшин, вице-президент Российской академии художеств. Вступительное слово.
-А.А.Бичуков, вице-президент Российской академии художеств . О скульптуре П.К.Клодта.
-Е.З. Церетели. (Москва). П.К. Клодт
-Г.В. Степанов, вице-президент Российской академии художеств Роль П.К. Клодта в развитии литейного дела в России
-Н.Н.Ефимова. (Музей городской скульптуры). О памятниках П.К. Клодта
-О.А. Кривдина. (ГРМ). Петр Карлович Клодт. Ранние материалы
-В.-И.Т. Богдан. (НИМ РАХ). Неосуществленный проект оформления академической пристани.

14.00. Дневное заседание

-Ю.М. Пирютко. (Музей городской скульптуры). Создание мемориальных памятников в некрополе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга с участием К.П. Клодта
-Арви Палохеймо (Финляндия). О финских и шведских потомках баронов Петра и Константина Клодтон фон Юргенсбург
-М.Ю. Катин-Ярцев. (Москва). Обзор родословной баронов Петра Карловича и Константина Карловича вплоть до настоящих дней
-Д.О. Швидковский. (Москва), вице-президент Российской академии художеств.Эпизод из жизни династии баронов Клодт фон Юргенсбург.
-Л.В. Лернер. (Санкт-Петербург). П.К. Клодт в «петербургском пейзаже».


Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805-1867) принадлежал к одной из старинных дворянских фамилий Эстляндии, чей род происходил из Италии. В 1543 г. один из пред- ставителей семейства, владевший обширными поместьями в Лифляндии, присоединил к своей фамилии, по названию одного из них, прозвище фон Юргенсбург. Его потомки были обладателями богатых имений как в Лифляндии, так и в Эстляндии, занимали видные государственные посты не только в упомянутых землях, но и в Швеции. В 1714г. один из Клодтов, генерал-лейтенант шведской службы, бывший посланник при Российском дворе, возведен в баронское достоинство. П. К. Клодт, профессор скульптуры Императорской Академии художеств, происходил из одной из ветвей этой семьи, чей представитель решил переселиться в Россию. Второй сын генерал-майора барона Карла Федоровича Клодта, Петр юношей был определен в Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. С детства проявляя склонность к рисованию, будущий ваятель пользовался любой свободной минутой, чтобы резать по дереву. В 1827г, выйдя в отставку в чине поручика, начал посещать классы Императорской Академии художеств. Его «портреты лошадей» из дерева привлекли внимание Николая I, начавшего оказывать ему покровительство.
В 1829 г. в Академии рассматривались три рисунка Клодта, выполненные им с эстампов, в 1833г. Николай I по-жаловал Академии художеств гипсовые модели лошадей двух конных групп его работы (предназначавшихся для оформления пристани перед зданием Академии, а затем – перед малыми аллеями Адмиралтейства, но в итоге установленными на Аничковом мосту). В том же году Клодт был принят в «назначенные» в академики. В 1832 г. выполнил первый большой заказ – шесть огромных коней для колесницы на триумфальных воротах Нарвского тракта.
В 1838г. скульптор вылепил первую группу «коня с вожатым» для Аничкова моста. При ее отливке умер мастер литейного дела В. П. Екимов и Петр Карлович решил сам освоить это искусство, сумев объединить в себе талант ваятеля и литейщика. Став заведующим литейной мастерской Академии художеств, Клодт занялся ее преобразованием, выстроил две огромные новые печи; в том же здании устроил специальную литейную для статуй и барельефов небольшого размера.
В 1839г. первая группа коней и водничих (или «Укротителей коней») была установлена на перестроенном Аничковом мосту, вторая – в 1840г. Они оформляли западную сторону моста, обращенную к Садовой улице, на восточной (ближе к Литейному проспекту) мастер временно поставил гипсовые, покрасив их под бронзу. В 1841г. уже отлитые группы, предназначенные для установки на месте гипсовых, по приказу императора были отосланы в дар королю Пруссии. Следующие бронзовые группы «Укротителей» отправленные Королю Обеих Сицилий, украсили Неаполь.
Когда вновь дошел черед до повторения в бронзе «коня и водничего» для восточной стороны Аничкова моста, скульптор решил не просто отлить по уже имеющимся формам, но несколько изменить композицию, развив эту же тему.
Бронзовые скульптуры, замыкающие ансамбль моста со стороны Литейного были установлены в 1846г. Параллельно с работой над прославившей его скульптурой, Клодт занимался отливкой бюстов (ректора Академии художеств И. П. Мартоса по модели С. И. Гальберга – для almamater, президента Академии А. Н. Оленина и др.); в 1845-1846гг. вылепил из глины и отлил из бронзы барельеф «Св. Георгий на коне» для Георгиевской залы Кремлевского дворца в Москве; в 1846 – отлил из бронзы два рельефа для северных дверей Исаакиевского собора в Петербурге.
В следующем году для фриза над новым зданием манежа и служб Мраморного дворца вылепил из глины огромный рельеф, изображающий различные стадии развития служения лошади человеку. В 1848-1855гг. работал над памятником баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду, в 1851-1854гг. отливал памятник князю Владимиру (проект В. И. Демута-Малиновского) для Киева.
В 1855г. Петр Карлович назначен главным наблюдателем за преподаванием начертательных искусств в военно-учебных заведениях. На этот же период пришлась работа над созданием памятника Николаю I на Исаакиевской площади (окончен в 1859г.), кроме того ваятель выполнял украшения для носовых частей корветов. С 1858г. Клодт трудился над проектами скульптурных работ для Храма Христа Спасителя в Москве. Избранный в 1835 г. почетным членом Берлинской Академии художеств, Клодт в 1838г. стал академиком Императорской Академии художеств (получив звание профессора 2-й степени, тогда же начал преподавать) . В 1848г. – избран профессором, а через десять лет – заслуженным профессором Императорской Академии художеств. Международное приз- нание заслуг ваятеля было подтверждено избранием его в члены Римской Академии св. Луки (1852г.) и членом-корреспондентом Французского Института (1859г.).






версия для печати