1843 - 1863

 

1843. Апрель. К участию в росписях Исаакиевского собора привлечены - К. Брюллов, Ф. Бруни, В. Шебуев, П. Басин и другие.

19 апреля. Президентом Академии назначен герцог Максимилиан Лейхтенбергский, муж дочери Николая I Марии. Отныне президентами назначаются только лица императорской фамилии.

Герцог Лейхтенбергский, будучи занят "по военной линии", поручил исполнять свои обязанности в Академии вице-президенту графу Ф.П. Толстому. При нем появились Московская художественная школа, частные рисовальные школы в Саранске, Киеве, Варшаве, которым Академия покровительствовала и помогала учебными пособиями.

1848. Получил звание академика живописец П.Федотов за картину "Сватовство майора", критически изображающую сцены из современного быта. Картина экспонировалась на выставке в Академии.

1849. Учрежден комитет по устройству мозаичного заведения при Академии.

1850. Приступили к работе академические "пенсионеры", изучавшие мозаику в Италии: В. Раев, И. Шаповалов, Ф. Федоров, С. Солнцев. Передана в мозаическую мастерскую первая икона для перевода в мозаику из иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге - "Спаситель" Т.А. Неффа.

1851. Принято положение об организации мозаического заведения в 2-х отделениях - художественное при Академии, с Ф.П. Толстым в качестве руководителя, и техническое - при стекольном заводе.

1852. 5 ноября. Указ о назначении президентом великой княгини Марии Николаевны.

1856. Создан класс "Православного иконописания" с целью утвердить в иконах "историческую верность" и "надлежащее изящество", основываясь на традициях византийской и древней русской иконописи. Одновременно началось собирание для музея древнехристианского искусства произведений (в оригиналах или копиях) в старинных городах России, Грузии, Армении. Впоследствии богатая коллекция этого музея передана в Русский музей.

1858. Июнь. В Академии выставлена картина А.А. Иванова "Явление Христа народу". В своих работах этот художник предвосхитил многие открытия в отечественном искусстве 2-й половины XIX века.

1859. Май. Вице-президентом (при президенте вел. княгине Марии Николаевне) назначен князь Г.Г. Гагарин, художник, в прошлом ученик К.П. Брюллова, большой знаток средневекового искусства, как отечественного, так и мирового.

Август. Введен новый Устав. Усилена общеобразовательная подготовка учащихся. Увеличен их образовательный ценз до полного курса гимназии для поступающих на архитектурное отделение.

Ноябрь. Совет Академии обсудил проект памятника Тысячелетию России М.О.Микешина. Традиция апробирования Советом Академии значительных монументов, имевшая место в практике предыдущих десятилетий, в большей степени сохранилась и во 2-й половине XIX века.

Конец 1850-х - начало 1860-х годов. В Академию потянулись со всех концов России юноши разных сословий и возрастов. Как правило, то были сторонники реализма в искусстве. Совет профессоров, присуждая им медали, включая Малые и Большие золотые, поддержал наиболее талантливых. (И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, В.И. Якоби, Г.Г. Мясоедов и др.).

1860. В залах Академии состоялась первая выставка "предметов искусства и редкостей, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам". Средства, полученные в итоге, были направлены на "устройство приюта для недостаточных учеников".

1862. Весна. Академия организовала Русский художественный отдел на Всемирной выставке в Лондоне. Была представлена ретроспектива русского искусства XVIII - первой половины XIX века. Этому предшествовала выставка в Петербурге работ, отправляемых за рубеж (конец 1861 г.).

1863. 24 октября. Устроен прием в честь Н.Н. Ге, вернувшегося в Россию "пенсионера", удостоенного высшего для художника звания профессора за картину "Тайная Вечеря".

9 ноября. Так называемый "Бунт четырнадцати" выпускников во главе с И.Н. Крамским. Совет профессоров отверг их просьбу разрешить самостоятельный выбор темы для конкурсной работы на Большую золотую медаль. Молодые люди отказались от конкурса. Они получили только звание классного художника второй степени - гораздо меньшее, чем полагалось бы победителям.

Декабрь. После ухода из Академии они организовали "С.-Петербургскую артель художников", формально и материально независимую от Академии. Однако не разорвали с ней всех отношений. В 1860-е годы почти все получили звания академиков, в том числе и Крамской. Звание "профессора народных сцен" присуждено В.В. Пукиреву за картину "Неравный брак".






версия для печати