Расширенная экспозиция «Художники Ткачёвы. Ближний круг. К 100-летию Алексея Ткачёва» в Третьяковской галерее

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 30 сентября - 9 ноября 2025
Место экспонирования: зал № 27 постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» Государственной Третьяковской галереи (Москва, Крымский вал, 10)
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу подготовила расширенную экспозицию «Художники Ткачёвы. Ближний круг», приуроченную к 100-летию со дня рождения народного художника СССР и академика Российской академии художеств Алексея Петровича Ткачева (1925-2025). Публика увидит произведения разных лет, часть из которых была создана совместно с Сергеем Петровичем Ткачевым (1922–2022). Этот уникальный союз просуществовал более 70 лет и стал единственным в отечественном искусстве примером длительного сотрудничества двух братьев.
Центром расширенной экспозиции является программное полотно Ткачёвых «В колхоз» (1970–1980). Его сюжет основан на детских воспоминаниях: авторы были очевидцами происходившей в 1930-е годы коллективизации крестьянских земель и создания колхозов в Брянской области. Герои картины – обыкновенные деревенские жители, подвергшиеся раскулачиванию. Центральной фигурой является мать с младенцем на руках: в ярком образе молодой крестьянки угадываются портретные черты матери художников, ведь семья Ткачёвых не избежала общей участи. Еще один примечательный персонаж – старый крестьянин, хозяин двора, чей образ также автобиографичен. Он наделен чертами деда художников Афанасия Ткачёва, человека удивительной судьбы, прожившего более ста лет, участвовавшего в обороне Севастополя 1854–1855 годов, свидетеля двух революций, гражданской войны и коллективизации. Обращаясь к эпизоду из семейной истории, Ткачёвы создали картину, рассказывающую о жизнях миллионов русских крестьян. Она была исполнена специально для собрания Третьяковской галереи по просьбе директора Юрия Королёва и поступила в музей в 1981 году.
Семейная история нередко становилась для Ткачёвых импульсом к созданию больших полотен, а родственники и близкие друзья зачастую выступали моделями. В расширенной экспозиции представлены портреты родителей – Петра Афанасьевича и Марии Васильевны, дочери Алексея, Елены, а также двойной автопортрет «Братья» (1981–1983). Пристально вглядываясь в лица родных, художники отмечали не только остро индивидуальное, но и универсальное, общечеловеческое, вневременное. Перенесенные в пространство жанровых композиций, конкретные образы приобретали обобщенные черты, типичные для представителей поколения. Так, облик родителей и потомков Ткачёвых стал неотъемлемой частью обширной панорамы сельской жизни, которую на протяжении многих лет кропотливо создавали живописцы.
На основе пресс-релиза Государственной Третьяковской галереи
Иллюстрация на превью: А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. В колхозе (3-й вариант). Фрагмент. 1970–1980. Собрание ГТГ






версия для печати