Мастер-класс «Золотые россыпи нижегородских промыслов» в МВК РАХ

 

Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Отделение декоративных искусств Российской академии художеств и Управление по координации академического художественного образования РАХ организовали мастер-класс «Золотые россыпи нижегородских промыслов», который состоялся 16 октября 2025 года в зале «Яблоко» МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка,19).
Мастер-класс бесплатный, но его посещение осуществлялось по входному билету в музей. 

Ведущий мастер-класса: академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации Николай Александрович Гущин.
Руководители проекта: академик-секретарь Отделения декоративных искусств РАХ Любовь Ивановна Савельева и начальник Управления по координации академического художественного образования РАХ, академик РАХ Наталия Федоровна Ломова.
Координаторы проекта: член-корреспондент РАХ, консультант Отделения декоративных искусств РАХ О.Ю. Власова и А.С. Коннова.
В программе мастер-классов: Хохломская роспись — Лушина Надежда Александровна, Оленина Елена Викторовна, Гущин Николай Александрович; Балахнинские кружева — Котова Галина Александровна; Городецкая роспись — Приваловская Наталья Семеновна; Городецкая золотная вышивка  — Калягина Ольга Юрьевна; Казаковская филигрань — Тупичкин Борис Иванович; Полхов-майданская роспись — Привалова Юлия Сергеевна; Семеновская матрешка — Коротков Денис Олегович.

Каждый из мастеров Нижегородской области представил свой уникальный промысел, продемонстрировал поэтапное выполнение изделия и рассказал о характерных приемах, которые используются в их работе. Это позволило участникам не только увидеть процесс создания искусства, но и понять его глубокие традиции и культурные корни.

Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 год — центр Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии, с 1929 по 1936 год — Ковернинского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского края и с 1936 по 1990 год — Горьковской области, ныне центр Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области). Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Балахнинские кружева — русский народный художественный промысел по плетению кружев на коклюшках, возникший в городе Балахне и его окрестностях предположительно в XVIII веке. Технология изготовления балахненского кружева наиболее трудоёмкая из существующих в России.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая золотная вышивка — это вид русского народного промысла, рукодельное вышивание золотыми и серебряными нитями по натуральному шёлку. Возникла в XVII веке в городе Городец (Нижегородская область). В настоящей, исконной городецкой золотной вышивке, мастера и мастерицы вышивают по шёлку, однако в современности также распространено использование и более простых и дешёвых тканевых материалов: льна, шерсти, хлопка и другого тому подобного. Городецкая золотная вышивка чаще всего представляет собой орнаментальные узоры, а также сказочные изображения птиц и зверей. В конце XIX века пользовалась популярностью во Франции — местные модницы с большой охотой скупали роскошные наряды, украшенные городецкой вышивкой.

Казаковская филингрань — самобытное направление художественной обработки металла в селе Казаково Нижегородской области. Сформировалось под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий, начавшего свою деятельность с середины 1930-х гг. На основе местных промыслов в 1939 года в селе Казаково была создана первая артель по производству сканых изделий «Металлист», организатором производства которой стала выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О.И.Тараканова. Казаковцы освоили технику зерни — украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни — спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок.

Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Работы мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Семеновская матрешка — один из уникальных и самых узнаваемых символов России. Появился этот сувенир в конце XIX века. Первая семеновская матрешка была сделана умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Постепенно был сформирован определенный семеновский стиль живописи матрешек, который в отличие от Сергиево-Посадского стиля росписи матрешек был более красочным и ярким. Художники Семенова использовали старые традиции применения цветочного орнамента. Они оставляли большие неокрашенные участки дерева и рисовали матрешку анилиновыми красками, а затем покрывали лаком. В основе композиции семеновской матрешки, является фартук, на котором рисуют букет красивых цветов. Художники используют в основном три цвета - красный, синий и желтый. 

Каждое из этих направлений несет в себе богатую историю и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мастер-класс предоставил уникальную возможность не только увидеть процесс создания произведений искусства, но и узнать о культурных корнях и значении каждого промысла. Участники смогли задать вопросы мастерам, получить советы по технике исполнения. Таким образом, мастер-класс «Золотые россыпи нижегородских промыслов» стал не только образовательным мероприятием, но и настоящим праздником искусства, где каждый смог прикоснуться к богатству русской культурной традиции. Событие стало интересным и познавательным для всех любителей искусства, студентов и профессионалов, желающих расширить свои горизонты и углубить знания о декоративно-прикладном искусстве России.

О художниках:
Николай Александрович Гущин — академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации (2001). Родился в деревне Глибино Ковернинского района Горьковской области. Окончил художественно-графическое отделение Городецкого педагогического училища (1980) и художественно-графический факультет Московского государственного заочного педагогического института (1988). Член Союза художников России с 1989 года. С 1987 по 2003 год — главный художник Семинской, а затем Ковернинской фабрики «Хохломской художник». С 2011 года — директор Нижегородского художественного училища. Лауреат премии Губернатора Нижегородской области «Душа России» (2010). В 2013 году Н. Гущину был вручен орден «Дружбы». Участник многочисленных федеральных, региональных и зарубежных выставок. Работы Никлая Гущина находятся в собраниях отечественных музеев, в коллекциях художественных галерей и частных собраниях России и за рубежом.

Надежда Александровна Лушина — потомственный мастер хохломской росписи. Родилась в деревне Тонково Горьковской области. В 1974 году окончила Семеновский техникум художественной обработки дерева. С 1969 по 1974 год работала художником IV категории по хохломской росписи Семинской фабрики «Хохломский художник». С 1974 по 1991 год была заведующей ассортиментным кабинетом ПКБ Управления художественных промыслов горьковского облисполкома. С 1999 года является учебным мастером 1-категории кафедры художественного проектирования интерьеров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. С 1995 года — член Союза художников России, с 2012 года — председатель секции народного искусства Нижегородского отделения СХР. Экспонент региональных «Большая Волга» и всероссийских выставок. Персональные выставки прошли в Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва, 1998), НГИАМЗ (2002), НГВК (2017).

Галина Александровна Котова — мастер по кружевоплетению, член Союза художников России с 2010 года, член Международной ассоциации игольного и коклюшечного кружева «OIDFA» с 2013 года, организатор и руководитель «народной» мастерской «Балахнинские узоры» с 1992 года. Лауреат премии губернатора Нижегородской области «Душа России» 2005 года. Галина Александровна является подлинным хранителем и продолжателем традиций старинного искусства кружевоплетения в «балахонском манере». Глубокое изучение наследия кружевниц прошлого, мастерство владения разнообразными техническими приемами позволяют ей создавать уникальные работы, достойные самой высокой оценки.

Наталья Семеновна Приваловская родилась в Городце. Посещала кружок «Городецкая роспись». Окончила с отличием училище № 30. С 1981 года принята на фабрику «Городецкая роспись», в 1989 году переведена в экспериментально-художественную лабораторию, где раскрывается талант молодой художницы. Закончила отделение декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Московского педагогического университета им. М. Шолохова. С 1998 года — член Союза художников России. За большую творческую работу награждена многими грамотами и дипломами. В 1994 году в Москве стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Молодые дарования», в 1997 году — медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени». В 2008 году — Дипломом выставки в Париже. В 2009 году — участник фестиваля в Болгарии, в 2010 — дипломант фестиваля «Русские сезоны» в Париже, в 2011 — дипломант фестиваля «Масленица в Стокгольме» и лауреат I премии в номинации «Народная игрушка» на Всероссийской выставке в Москве «Ладья-2011». Сегодня Наталья Семеновна главный художник фабрики «Городецкая роспись».

Ольга Юрьевна Калягина родилась в Городце. Окончила ПТУ по специальности «вышивальщица машинной вышивки». После окончания Московского художественно-промышленного училища им. Калинина работала на строчевышивальной фабрике в г.Бор художником по вышивке, а затем в Городецкой строчевышивальной фабрике художником экспериментальной группы по вышивке. В настоящее время является свободным художником, живет и работает в г.Семенов. За свои работы неоднократно награждалась дипломами на различных выставках: в 1987 году получила Почетный диплом Министерства легкой промышленности РСФСР за создание высокохудожественных произведений НХП. Является лауреатом 1-й премии «Молодые дарования» в области литературы и искусства за 1992 год. В 1993 году за высокие результаты ей была присвоена 1-я категория художника. С 2010 года — член Союза художников России. В своих работах она применяет многоцветную гладьевую технику, вместе с золотыми и серебряными нитями широко использует бисерное шитье, стеклярус, стразы, заставляющие вышивку играть и переливаться. Яркие образы, сказочные мотивы, фантазии воплощаются в неповторимых запоминающихся узорах шалей, платков и разнообразных панно.

Юлия Сергеевна Привалова родилась в Горьком. Закончила Нижегородский областной колледж культуры по специальности декоративно-прикладное творчество, затем — Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, специальность: менеджер социально-культурных технологий (2005-2010). После окончания НОКК работала педагогом кружка «Городецкая роспись» в детском клубе им. Гайдара г.Нижний Новгород, недолгое время являлась художником фабрики стеклянных елочных украшений «Ариель», г. Нижний Новгород. После переезда в Краснобаковский район работала в МАУК «МЦКС» в должности заведующей сектором народно-прикладного творчества Краснобаковского Дома ремесел. Была руководителем кружка «Городецкая сказка», являвшегося лауреатом 1, 2, 3 степени областных, всероссийских и международных конкурсов по декоративно-прикладному творчеству. Ю.С. Привалова принимает участие в различных конкурсах, фестивалях и выставках районного, областного, всероссийского, международного уровня.

Борис Иванович Тупичкин родился в 1959 году, в Первомайском районе, Горьковской области. Окончил Павловское техническое училище №7 по специальности гравер по художественной обработке металла в 1978 году. В 1978 году начал работать в экспериментальной группе ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (с. Казаково Вачского р-на) гравером 4 разряда. В 1992 году назначен главным художником. Благодаря его таланту ассортимент предприятия пополнился самыми разнообразными изделиями. Борис Иванович — участник региональных и всероссийских выставок мастеров народных художественных промыслов.

Денис Олегович Коротков родился в Семёнове. В 2009 году поступил в Тимирязевскую академию на факультет экономической кибернетики. В 2013 году окончил бакалавриат, а в 2015 — магистратуру. Окончив институт вернулся на предприятие, где кроме исполнения должностных обязанностей старшего менеджера стал обучатся семеновской и мериновской традиции росписи матрешек. В 2018 году начал регулярно принимать участие в выставках по линии Союза Художников, а в 2022 году стал членом Союза художников России Нижегородского отделения. В 2019 году поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств имени И.Е.Репина на факультет теории и истории искусств, которую с отличием окончил в 2023 году. Основная сфера практического интереса в создании и росписи семеновской и мериновской матрёшек: решение проблем формы, композиции, колорита и их сочетания. Основной теоретический интерес заключается в изучении проблем стиля и художественно-стилевых особенностей в изделиях народных художественных промыслов.

Елена Викторовна Оленина родилась в 1970 году в Городце. В 1990 году окончила Павловское профессионально-техническое училище №23, ей был присвоен 4-й разряд мастера по художественному металлу. В 1992 году она поступила учеником художника хохломской росписи на фабрику «Хохломский художник» в деревне Семино Ковенинского района. В 1996 году была переведена в творческую группу фабрики, где разрабатывались новые образцы изделий, создавались эксклюзивные музейные выставочные экспонаты. Мастерски владея всеми видами хохломской росписи, творчески развивая традиции, Е.В. Оленина создает уникальные произведения — лаконичные, характерные для хохломы, узоры и насыщенные по орнаментике композиции, которые можно было бы определить как ее авторский, «ковровый» стиль. Выделяя какие-либо элементы из ягод, птиц, яблок и листьев, автор заполняет фон четко структурированными узорами из трав, дополняя их оживками.

Дополнительная информация: 8 (495) 637-5633; 8 (495) 645-8048 доб. 139; decorative_art@rah.ru, Отделение декоративных искусств РАХ.







версия для печати