Выставка «Сны об Африке» Василия Власова в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 19 сентября – 17 октября 2025 года
Место экспонирования: Восточный культурный центр Института востоковедения Российской академии наук (Москва, ул. Рождественка, 12/1)

Галерея «East Meets West Gallery» совместно с Восточным культурным центром Института востоковедения Российской академии наук представили персональную выставку члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Николаевича Власова «Сны об Африке». Проект составили работы мастера и экспонаты традиционного искусства Африки, предоставленные музеем «Искусство Тропической Африки» МФЮА и московскими коллекционерами С.С. Роговым и М.Б. Петровой.
Экспозиция охватывает два периода творчества Василия Власова: художественные произведения, выполненные вовремя или сразу после арт-экспедиции «По следам Гумилева» В. Власова и М. Погарского, и серии новых работ, созданные не на основе реальных впечатлений от Эфиопии, а как космические фантазии и сны, составленные в результате наслоения новых образов, интонаций, ассоциаций и мироощущений. Невозможно представить этот проект в отрыве от влияния традиционного африканского искусства на западноевропейских, а затем и русских художников-модернистов начала ХХ века. Первый выставочный зал выстроен как интродукция в тему, которая в художественной форме осмысляет и перерабатывает реальные впечатления, чувства, зарисовки В.Н. Власова в период арт-путешествия 2017 года в Эфиопию «По следам Гумилева». Линией ярких фигуративных образов становится серия работ «Африканский дневник»: образы ослика, гиены, сидящих на улице за завтраком временных поселенцев, впечатления от литургических танцев священников. Серия работ «Доски странствий» — это вместилище памятных артефактов, среди которых находятся не только воспоминания о музейных экспонатах кукол Акуа-ба Ашанти (Гана), масок из Танзании народов Маконде или масок народов Боа из ДР Конго, но и эскизные зарисовки, и засушенные листья местных деревьев, и вода из озер и рек, и туристические проспекты, и корешки авиабилетов, и крышки консервов. Использовав традиционный принцип классических естественнонаучных музеев Европы, Василий Власов создает очень современные по содержанию ассамбляжи — объекты в которых можно долго рассматривать и долго удивляться их разнообразию. В недавнем интервью автор признался, что те головы-маски с закрытым ртом и мифологический образ летящей птицы в работе «Доски странствий» — ни что иное как чистая фантазия. Чем дальше мастер уходит от реальных впечатлений во время путешествия, тем больше он абстрагируется в своих образах и уходит в фантазии и сны. 

Свои работы в стиле «Книга художника» он называет «Книгой для глаз». Начиная с 1991 года таких книг и объектов книжной графики было создано более пятидесяти. Книги с текстами Велимира Хлебникова, Даниила Хармса, Осипа Мандельштама и др. В книгах африканского периода есть авторские тексты и стихи. В каждой из них использованы разные пластические решения. Для них мастер создал свои любимые элементы — первоосновы пластических решений. Графическое образование и многолетний опыт работы помогли Василию Николаевичу выработать свой графический язык, который он дальше использует в своих произведениях. Фантазии мастера по прошествии большого отрезка времени, когда стираются реальные контуры пейзажей, людей, событий и их последовательность превращаются в «сны» о фантастических существах, составленные на основе воспоминаний о наскальной живописи, традиционных орнаментах, старинных фотографиях воинов эфиопских племен, о фантастических церемониальных масках, иногда совсем абстрактных, иногда более фигуративных, но всегда связанных с фоном, с незабываемым впечатлением о пустынных пейзажах, о желтоватых водах озер Эфиопии: яркий желтый, песочный, горчичный, земляной и другие цвета тонкими нитями связывают его новые произведения с Африкой. Помимо работы мастера зрители увидят предметы традиционного искусства Африки, предоставленные музеем «Искусство Тропической Африки» МФЮА и московскими коллекционерами С.С. Роговым и М.Б. Петровой.
Пресс-служба РАХ на основе статьи куратора выставки, почётного члена Российской академии художеств Татьяны Палеевой.






версия для печати