Выставочный проект «Репин. Детали» в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 30 ноября 2024 – 30 марта 2025.
Место экспонирования: парадные залы Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17).

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств представляет уникальный выставочный проект «Репин. Детали», приуроченный к 180-летию со дня рождения известного живописца, академика Императорской Академии художеств Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Впервые в истории выставочной деятельности в одном пространстве собраны предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» и произведения из многих российских музейных собраний. Таким образом, перед зрителем возникнет творческая «кухня» великого русского художника, и в известной мере реконструируется потаенный процесс кристаллизации художественного произведения.
Эта редкая возможность возникла в результате того, что дом Репина в Музее-усадьбе «Пенаты» закрывается на реконструкцию и на некоторое время расстается со своими экспонатами. Вещи, окружавшие мастера в жизни и вдохновлявшие его работы, теперь послужат новой «реконструкции», в которой зритель словно приглашается в мастерскую художника и участвует в создании его знаменитых полотен.
Многочисленные исследования творчества И.Е. Репина, эпистолярное наследие художника и воспоминания его современников свидетельствуют о скрупулезной подготовке мастера к написанию картин в различных жанрах. Илья Ефимович изучал историческую литературу, консультировался с историками, этнографами, подготавливал и собирал предметы быта и костюмы для персонажей будущей картины. Часть такого материала сохранилась в собрании Музея-усадьбы. Это «кобеняк с видлогою», бандура и фитильное ружье, изображенные на картине «Запорожцы», расписанные от руки самим художником сапоги, которые мы видим на полотне «Иван Грозный и сын его Иван», римские доспехи и привезенные из Палестины арабские абы для цикла о Христе и многие другие предметы. Именно эти вещи позволяют открыть новые сведения о давно, казалось бы, изученных произведениях, а также уточнить датировки и место написания многих картин. Например, ваза работы Михаила Врубеля, изображенная на одном из портретов Наталии Нордман, позволяет утверждать, что он написан не в Италии, а в Пенатах. В свою очередь, история создания картин Репина дает уникальную возможность установить происхождение и самих вещей. Так, мавританский стул, хранящийся в собрании «Пенатов», изображен на картине «Негритянка», исполненной художником в Париже во время пенсионерской поездки, а значит, был привезен им из Франции.
Но детали - это не только конкретные вещи, это попытка детализации жизни художника и его окружения с помощью воспоминаний, фотографий, писем Ильи Репина, членов его семьи, друзей и знакомых. Такое рассматривание «под лупой» можно применить и к дипломной работе автора, ставшей частью знаменитого «золотого выпуска» 1871 года. Это и воспоминания живописца, где раскрываются трагические детали процесса создания картины «Воскрешение дочери Иаира», и сопоставление с Василием Поленовым, однокашником по Академии художеств, где начался творческий путь великого мастера.
Своего рода «расширенное смотрение» — метод, сформулированный М.В. Матюшиным и предполагавший, в том числе, взаимодействие предметов и пространства, — стал основным принципом показа на этой выставке. Рассматривая, казалось бы, незначительные детали, от слова до предмета, связанные с личностью художника, в сопоставлении с выдающимися произведениями великого художника, визуализируя его микро- и макромиры, можно попытаться приблизиться одновременно с нескольких сторон к пониманию такого уникального «пространственно-временного явления», как Илья Репин.
Управление информации (пресс-служба) РАХ на основе пресс-релиза музея. Фото пресс-службы НИМ РАХ.






версия для печати