Выставка «Одиссея. Анатолий Якушин» в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 6 – 25 декабря 2024 г.
Место экспонирования: галерея «Соль» (Москва, Лаврушинский пер., дом 15, стр. 1, факультет графики МГАХИ им. В.И. Сурикова).
Вернисаж – 5 декабря 2024 г., 16:00.
Московский государственный академический художественный институт им.В.И.Сурикова представляет персональную выставку графики члена-корреспондента Российской академии художеств Анатолия Борисовича Якушина (1944-2017), приуроченную к 80-летию со дня рождения художника. Экспозицию составят графические и живописные произведения автора из музейных коллекций и частных собраний.
А.Б. Якушин родился 21 июля 1944 года в Москве. В 1962 году окончил Московскую среднюю художественную школу при МГАХИ им. В.И.Сурикова и поступил на первый курс этого института. После службы в рядах Советской Армии продолжил обучение на графическом факультете в мастерской плаката под руководством крупных мастеров искусства графики Н.А. Пономарева, О.М. Савостюка, Б.А. Успенского. Художник начинал творческую деятельность как плакатист, затем работал в станковой графике и живописи, в которых достиг большого успеха.С 1995 года - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, с 2012 член-корреспондент Российской академии художеств. В течение многих лет - член графической и плакатной комиссии Союза художников России. Член Правления МСХ, секретарь Правления СХР по плакату. С 1973 года и до последних дней, на протяжении 44 лет, - преподаватель кафедры графики МГАХИ им. В. И. Сурикова, профессор. С именем Якушина неразрывно связана эпоха расцвета мастерской станковой графики Суриковского института, пришедшаяся на период 1970х- 1990х годов. Педагогическая триада: Пономарёв, Успенский, Якушин создавали в мастерской атмосферу творческого поиска, в соединении с планкой высокого профессионализма.

…Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Строки пушкинской «Элегии» проживались Анатолием Якушиным, как мечта-тоска по совершенству, как античный трагизм мерно-короткой жизни; как связь с мифопоэтикой не в виде смутностей, дошедших из «темных веков», а с ее реальностью-камертоном, настраивающей личную жизнь-творчество; как катарсис-разрешение драмы через идеальность равнодушной к делам человеков природы и поклонение газирующей кровь «вечной женственности».
Якушину было дано единить времена не репринтно, не стилизовано, а через естественно, органично найденную форму для воплощения идей, вобравших в себя и ставшую русской наследственность греко-крымской варварской ойкумены, и заново кристаллизовавшие хаос откровения Михаила Александровича Врубеля, и символистские киммерийские томления «серебряного века»; и космизм Константина Эдуардовича Циолковского, невозможный без памяти об Икаре, разрешившийся полётом Юрия Алексеевича Гагарина. Анатолий Борисович, очевидно, свободно пребывал в разных временных пространствах, парадоксально переплетал их в своих графических циклах, в непрерывных наблюдениях-этюдах-зарисовках Крыма и моря, какими они были до появления первых поселенцев, высадившихся на эти диковатые мысы. Якушин умел соединять южную натурную реальность с универсалистской памятью о уже случившемся в культуре.
Текст подготовлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ на основе статьи куратора выставки Юлии Якушиной и Сергея Гавриляченко.






версия для печати