Авторский художественный проект Алексея Морозова «Exodus» в Италии

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 21 июня – 30 сентября 2024.
Место проведения: церковь Санта Мария делла Спина, Палаццо Блу, Торре Гуельфа, Пьяцца деи Мираколи в Пизе.
Возрастное ограничение: 18+

В июне 2024 года состоялось открытие авторского художественного проекта члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Морозова «Exodus», который развернулся в самом центре Пизы. Это вторая часть трилогии, над которой работает художник. Первая часть, «Pointifex Maximus», была представлена в Национальном археологическом музее Неаполя и в Московском музее современного искусства в 2016-2017 году.
Древний город предстает сакральным пространством, на которое накидывается «сеть смыслов и высказываний». Включение художественных объектов в пространство города приглашает зрителя пройти путем «исхода» современного человечества, вспоминая архаические забытые культы, библейские обетования, музыкальные нарративы Пуччини, пророческие тексты А.П. Чехова. Сам художник, родившийся в Средней Азии, в конечной точке анабасиса Александра Великого, в горной стране Кыргызстан, прошел свой жизненный путь в обратном направлении - от Востока к Италии (к полночному морю в преданиях тюрков и монголов).
Для творчества А.В. Морозова, помимо апелляции к неолитическим преданиям, античной греко-романской иконографии, характерны виртуозная скульптурная и живописная техника, близкая по паттернам к итальянской и французской пластике XVI-XVII века. Но, в первую очередь, художник известен своим ясным и глубокими концептуальными высказываниями, что, вкупе с мастерской изобразительной манерой, выделят его в поле современного искусства.
Для осмотра экспозиции необходимо проделать путь по набережной Арно (Лунгарно), от Палаццо Коммунале до Палаццо Блу и далее, через церковь Санта Мария делла Спина (шедевр ранней готики-жемчужина тосканского Архитектурного наследия начала XIII века) до Бывшей Крепости Гвельфов- Торре Гуельфа. Последний, но очень значимый пункт на Соборной площади напротив Баптистерия с видом на знаменитую Пизанскую башню. Выставочные площадки разделены на пространства, называемые «Casa» («Дом») по принципу алхимических практик: «Дом обновления», «Дом жреца», «Дом птиц» и «Дом анатома».
Начало осмотра - в лоджии Дворца комуны Пизы, где под сводчатыми, ренессансными потолками, формирующими особый «воздух», установлен «Pilonus» - пилон вантового моста из кортеновской стали, проросший бронзовыми портиками с кариатидами. Для творчества художника вообще характерен этот органичный диалог техногенной и анатомической пластики, что делает звучание его художественного языка особенно актуальным и контекстным. Буквально через сотню метров по течению Арно, напротив красивейшего пизанского Палаццо Блу установлена вторая из четырех монументальных композиций, скульптура Морозова – «Caryatid Metaphisical» - обнаженная кариатида (высотой 3,5 метра), застывшая в экзистенциальном крике, обращена к древнему Арно. Над капителью (с иониками в эхине) обломок антаблемента - архитектурный элемент, который визуально крепко связывает скульптуру с окружающей архитектурой Пизанской набережной. Кариатида как воплощение женского начала в паре Аполлон- Артемида занимает важное место в творчестве Алексея, наряду с Куросом-воплощением Аполлона. И именно при входе в камерное пространство храма Кьеза делла Спина, до которой необходимо пройти по набережной следующие 100 метров, зритель видит продолжение инсталляции в виде внушительной статуи «Kouros iGneus». Трехметровая фигура возвышается над водами Арно на лаконичном постаменте в виде усеченной пирамиды. В церкви художник развернул очень чистую по звучанию инсталляцию «Casa Metanoia» из двух холстов и четырех скульптур, экспонированных на специально спроектированных конструкциях, которые очень органично вписались в стройный, монохромный интерьер храма. Просмотр сопровождает музыкальная композиция Федерико Де Робертиса – известного итальянского композитора, с которым скульптор сотрудничает с 2018 года. К следующей части экспозиции предстоит прогулка вдоль набережной до Торре Гуельфа - памятнику фортификационной архитектуры самого начала XV века. На трех уровнях башни Алексей Морозов развернул три инсталляции: «Casa Socerdotе», «Casa degli Ucelli» и «Casa Anatomica» («Дом жреца», «Дом птиц» и «Дом Анатома»). Для завершения осмотра выставки необходимо пройти на Соборную площадь Пизы. Напротив Баптистерия скульптор разместил композицию «Ericius» созданную, в 2016 году и впервые представленную в том же году в главном зале Национального археологического музея в Неаполе.
Текст составлен пресс-службой РАХ на основе пресс-релиза галереи «Astra». Фото: Массимо Джорджи.






версия для печати