Выставка «Больше, чем жизнь» Зураба Церетели в Саратове

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 27 сентября – 24 ноября 2024 года
Место экспонирования: Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева (Саратов, ул. Радищева, 39)


Российская академия художеств совместно с Cаратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева представляет выставку произведений народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели «Больше, чем жизнь», приуроченную к его 90-летию мастера. В экспозицию вошли 60 произведений автора – скульптуры, живописные полотна и произведения в технике горячей эмали, среди которых «Я садовником родился», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Греция. Сардиния. Хорватия», «Старый Тифлис», а также скульптуры из серии «Горожане».
Пространство Церетели – это своеобразный накопитель эмоций, здесь пустоты заполнены сочными мазками, которые образуют монументальную мозаику. Каждый из многогранников этой мозаики – сложносочиненные миры, границы которых пересекает художник и увлекает зрителя за собой. Выстраивать образы, играя элементами разных стилей и направлений, находить и выразительно раскрывать вселенский масштаб в малых формах повседневной жизни, погружаться в лабиринты мифологии, а по возвращению, проецировать фантазии на плотную ткань холста, сочинять «возможные» миры, которые представляет собой каждый человек – все эти и многие другие особенности художественного метода можно отнести к характерным чертам искусства Зураба Церетели.
Соединение несоединимого, фантазия, сон, быль как явь, абсолютная реальность – вот устойчивая структура, которая остается константой для искусства Церетели. Таинственные коды культуры Кавказа, звучащие, то как абсолютная реальность, то как сказание, например, в поэме «Витязь в тигровой шкуре», неизменно служат неиссякаемым источником вдохновения, познания жизни, становятся темой для творчества множества художников и по сей день. Так печальный шарманщик, скрипач, кинто, банщик – пестрая толпа, составляющая череду персонажей Тбилиси уходящего. Полную фольклорного задора бытописательскую сцену сменяет следующий холст, где совсем другая история, которая скрыта за смысловой и визуальной многослойностью изображения.
Живописные произведения Церетели – метафоричные, неизменно говорящие на языке притчи, будто части масштабной картины мира. Сюжеты вроде бы предельно просты, повествуют о жизни в самом обыденном ее проявлении, но рассказаны с какой-то былинной степенной значимостью. Неизменно большие грустные глаза людей, собак, лошадей, птиц напоминают нарисованное пространство жизни с глубокими аккордами переживаний. Для работ художника трудно определить стиль, какое-то одно конкретное направление. Каждому будет неизменно видеться нечто свое. В своей композиционной структуре живописные полотна похожи на ожившие сны – иногда черно-белые, иногда цветные. Трудно сказать, какой технике мастер отдает большее предпочтение, кажется, это зависит от настроения и от наличия под рукой того или иного материала, способного визуализировать возникшие в голове образы. При этом, как главная цель творчества, как сверхзадача, в его произведениях остается незыблемым присутствие некого гена позитива, обаянию сердечных, открытых героев невозможно не поддаться.
Материал подготовлен на основе статьи вице-президента и академика РАХ, кандидата искусствоведения Татьяны Кочемасовой. Фоторепортаж: пресс-служба Саратовского музея имени А.Н. Радищева.






версия для печати