Члены РАХ – участники V Всероссийского биеннале-фестиваля «Урал-Графо» в Екатеринбурге
Другие выставочные залы
В рамках V Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «Урал-графо» в залах Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» (г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97) пройдут персональные и групповые экспозиции, участниками которых станут члены Российской академии художеств. Уникальный проект продемонстрирует произведения, выполненные в различных графических техниках: от гравюры на металле, ксилографии, литографии, линогравюры и шелкографии до акварели, темперы, гуаши, которые представляют широчайшие возможности искусства и мастерства современных авторов. Всего на первый этап конкурсных выставок-номинаций поступило более 3000 произведений из 96 географических точек России, после отбора участниками фестиваля стали 370 художников из 82 населённых пунктов страны. Организаторы проекта: Министерство культуры Свердловской области, Союз художников России, Российская академия художеств, Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», Управление культуры Администрации г. Екатеринбурга.
Персональная выставка академика РАХ Валерия Валентиновича Архипова будет открыта для зрителей с 29 августа по 27 сентября 2024 года. В экспозицию войдет около 90 работ: станковая графика из серии «Провинциальные истории» (2000-2024), эскизы к кинофильмам: «Изображая жертву» (2006), «20:17» (2016), «Мира» (2016), «Сирийская соната» (2022), «Жизнь и смерть Фёдора Сатина и его коровы Мамки» (2023) и другие. Валерий Валентинович Архипов - член Московского Союза художников, заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, декан художественного факультета Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (профессор), член Союза кинематографистов Российской Федерации, участник более чем 100 выставок различного уровня, художник-постановщик более чем 40 фильмов.
Выставка «Мастер и ученики» открыта с 30 сентября до 25 октября 2024 года и демонстрирует работы студентов факультета графики МГАХИ им. В.И. Сурикова, выполненные в мастерской офорта под руководством академика РАХ Александра Борисовича Суворова, эстампы которого также представлены в экспозиции. Тематические натюрморты, портреты, задания с присутствием обнажённой модели, композиции на свободную тему, копии произведений мирового изобразительного искусства, дипломные работы демонстрируют не только сложный технический арсенал возможностей офорта и его манер, приобретаемый молодыми художниками, но и позволяют увидеть этапы формирования их пластического языка, оригинального авторского почерка.
Для художественного языка А. Суворова характерно диалектическое единство противоположных оснований: жесткой композиционной структуры и сложноразработанной фактуры, монументальной обобщённости формы и тончайших тональных градаций, сбалансированного соединения чувственного и рационального начал. Энциклопедическая эрудиция, блестящее техническое мастерство, ориентация на лучшие образцы мирового искусства, умение переплавлять богатые жизненные впечатления в обобщенные формы позволяют Александру Борисовичу не только самому постоянно удивлять новыми эстампами, но и оставаться ядром притяжения для ещё только обретающих собственный язык, формирующих свои миры художников. В мастерской офорта МГАХИ им. В.И. Сурикова Александр Суворов создаёт то особенное пространство, в котором через овладение формой и техническим инструментарием молодые графики постигают философию творчества и заряжаются энергией вечного поиска искусства.
Персональная выставка академика РАХ Валентина Павловича Теплова «Пастель» открыта с 30 сентября до 25 октября 2024 года. В экспозицию входит 22 работы, выполненных автором в технике пастели в период с 2013 по 2024 год.
Творчество автора, особенно натюрморты, демонстрирует гармоничный баланс между актуальным и академическим, реалистическим и сюрреалистическим искусством, и, наконец, между фантазией художника, готовой на смелые эксперименты и глубоким внутренним содержанием каждого произведения.
Излюбленная техника мастера – пастель. Матовая, бархатистая поверхность, создаваемая пастелью, не только поглощает свет, но и как будто приглушает звуки, сообщая композиции камерность, задумчивость, тишину. Безмолвие кажется пустотой: ничего не происходит. Отсутствует сюжет, нет действия, предметный мир застыл в случайном сближении загадочного молчания. Но за зримым и привычным скрывается метафизика бытия. А за кажущейся тишиной присутствует незримый «диалог», «коммуникация» между «главными героями» композиции – предметами. Именно такой диалог является основным качеством и сутью натюрмортной композиции.
В работах В.П. Теплова возникают крайне неожиданные образы. Это могут быть самые обычные предметы, но необычной является их комбинация. С одной стороны, это увлекательный творческий эксперимент, похожий на игру, с другой же, очевидно, что дело не в самих предметах, а в их расположении относительно плоскости листа и зрительского восприятия, взаимодействии форм и пространства между ними, цвете и линиях. Содержательная ценность натюрмортов В. П. Теплова в том, что если вместо предметов мы представим людей, но сохраним цветовое решение и архитектонику композиции, отношения «главных героев» и эмоциональный строй не изменятся.
Несмотря на разнообразие жанров, в которых работает В.П. Теплов, натюрморт остается наиболее в творческом и содержательном плане важным для художника. Он выводит искусство натюрморта на новый уровень, возвращает ему содержание и значительно усложняет. Это иносказание, но не смутное, понятное одному лишь художнику, а выраженное ясным художественным языком с максимальным использованием средств выразительности. Автор улавливает импульсы скрытого таинства за банальными предметами, давно утратившими свое функциональное предназначение. В момент созерцания тайны и происходит самое важное действие – открытие собственного духовного пространства. Услышать его звучание возможно, только погружаясь в тишину, в которую не допускаются шум и суета. Музыка тишины соткана из Света и Тени, из фактур грубых и хрупких. Старые забытые предметы, которые давно перестали быть «вещами», под чуткими пальцами художника превращаются в медитативный ряд эстетического пространства.
Персональная выставка «Ирина Маковеева. Анималистика» открыта с 29 ноября до 28 декабря 2024 года. В экспозицию входят работы, выполненные в разных печатных техниках – офорте, сухой игле, а также рисунки гуашью, где запечатлены образы диких и домашних животных, пейзажи, зарисовки, а также книги, куда входят иллюстрации автора.
Ирина Петровна Маковеева – член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств. Она училась у известного анималиста Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), технику печатной графики освоила в мастерской Владимира Алексеевича Самарина (1926-1994). В своем обращении к миру фауны художница продолжает традиции классической отечественной школы анималистики, сочетая достоверное узнаваемое изображение животного, но воздерживаясь от натурализма. По словам автора: «Иногда делаю очень подробный рисунок для памяти, достоверность модели для меня первична, но также важна и художественная правда». За долгие годы творческой деятельности, путешествуя не только по России, но и по другим странам, она продолжает учиться у природы, которая щедро раскрывает перед ней свои сокровенные тайны. Владея различными материалами графики и печатными техниками, она виртуозно применяет технический арсенал для воплощения прочувствованных и осмысленных впечатлений. В многочисленных путевых зарисовках, ей удается достичь подлинной виртуозности рисования. В пейзажах, часто используя всего два цвета (черный и теплый коричневый) она добивается небывалого живописного эффекта теплохолодности – динамики теплых и холодных оттенков, благодаря которым работы становятся живыми. Бывая в разных местах мира, она непременно знакомится с ландшафтами, флорой и фауной каждого региона, часто посещает природные заповедники, особенно в Юго-Восточной Азии. Например, графическая серия «Куры» и «Индюки» – это творческий эксперимент по совмещению уроков восточного искусства с приемами европейской живописи, который приводит к созданию подлинно вдохновенного поэтического целого. Помимо иллюстраций она опубликовала несколько авторских путевых альбомов, созданных во время творческих командировок: «Земля слонов» (2017), «Большое путешествие больших панд» (2019), «Земля леопарда» (2021) и многие другие.
Программа фестиваля включает проведение групповых экспозиций, которые продемонстрируют произведения почетных членов РАХ Валерия Гошко и Николая Комарова и других. Зрители также смогут посетить выставки-номинации: «Печатная графика», «Традиционная графика: рисунок, акварель, темпера, гуашь и др.», «Оригинальные и смешанные техники графики».
Текст составлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ на основе пресс-релиза.
версия для печати