Выставка «Микрокосм» Михаила Верхоланцева в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 15 – 26 сентября 2023
Место экспонирования: Галерея «Открытый клуб» (Москва, ул. Спиридоновка д. 9/2)
Официальное открытие 14 сентября в 19:00

Галерея «Открытый клуб» представляет выставку произведений мастера прикладной и станковой графики, живописца, заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Михаила Михайловича Верхоланцева. В экспозиции представлено около 100 книжных иллюстраций художника, созданных с начала 1980-х по настоящее время. Столь широкий охват творческого пути автора даёт зрителю возможность ознакомиться со всем многообразием его технических приёмов и выразительных средств.
После окончания Строгановки художник пять лет преподавал шрифт и рисунок, макетировал в типографии при училище труды искусствоведов Н.Н. Соболева, И.Е. Даниловой и других преподавателей. Начиная с 1966 года пятнадцать лет работал дизайнером-макетчиком, сотрудничая с журналами «РТ» («Радио и телевидение»), «Спутник кинозрителя», «Семья и школа», «Знание — сила», «Химия и жизнь», с издательствами «АПН», «Московский рабочий», «Молодая гвардия», «Союзинформкино», «Наука», «Книга». Специфика строгановского образования, макетирование книг и журналов стали превосходной школой, научили «попадать» в масштаб, строить композицию, исходя из формата книжного листа, учитывать соотношения текста и изображения, понимать значение обложки и шмуцтитула, раскрывающих смысл, задающих ритм и тональность произведения. В иллюстрацию он пришёл подлинным знатоком книжного дела. За тридцатилетие работы Верхоланцев воссоздал эпическую историю России, иллюстрируя Гоголя, Достоевского, Толстого, Шергина, Горького, Платонова.
Мастер сконцентрирован на отборе изобразительных средств и технике, в которой он видит произведение. Для него важен поиск антуража и, одномоментно, визуальное выражение «электры» — духовного напряжения персонажей. Стиль Верхоланцева-иллюстратора выверен: аскетичность в выборе интерьеров и архитектурных мотивов, лаконизм пейзажей. Каждая линия композиции подчинена раскрытию характеристики персонажей. Ставя мизансцены как режиссёр-постановщик, он использует гротескные композиционные приёмы, любит диагональное и вихревое построение, создающее протяжённость статического напряжения. Обладающий феноменальной памятью, тонко разбирающийся в стилях и направлениях искусства и литературы, мастер даёт порой полемичные, но ёмкие характеристики, ниспровергающие традиционные догмы. Микрокосм — термин античной натурфилософии, как понятие заимствован из древних культур Передней и Южной Азии, проецирующих макрокосм (вселенной) в микрокосм — душу и тело человека. У суфиев есть замечательный афоризм «Когда тело плачет о потерянном, дух хохочет от обретённого». И эту бесконечность веселья духа воплощает в ограниченной геометрии листа Михаил Верхоланцев.
На основе текста куратора Ирен Гиршман-Кистович






версия для печати