К 90-летию Бориса Асафовича Мессерера

 

15 марта 2023 года исполняется девяносто лет выдающемуся мастеру изобразительного искусства, патриарху отечественной сценографии, Народному художнику РФ, академику Российской академии художеств Борису Асафовичу Мессереру.

Благодаря вдумчивому, эстетически отточенному таланту, неординарности мышления, потомственной эрудиции, редкой работоспособности Б.А.Мессереру удалось реализовать свой богатый творческий потенциал во многих областях творчества. Его незаурядность проявляется в театрально-декорационном искусстве, живописи, графике, дизайне, архитектуре, скульптуре, литературе.
Он принадлежит к одним из первых лидеров новой волны сценографов 60-70-х годов двадцатого века, отказавшихся от ставших к тому времени рутинными повествовательных принципов оформления театральных постановок. Возродив некоторые сценографические тенденции 20-30 годов прошлого века, эти молодые художники выработали новый стиль концептуальных декорационных решений, отличавшихся художественной свободой и более современным звучанием. Сегодня эскизы декораций и макеты к тем новаторским спектаклям стали классикой театрально-декорационного искусства. К выдающимся произведениям отечественной сценографии, повлиявшим на ее дальнейшее развитие, относится декорационное решение балета «Кармен-сюита» Ж.Бизе-Р.Щедрина в ГАБТе, созданное Борисом Асафовичем в 1967 году.
Открытость для новых неожиданных театральных идей и предложений, остроумие в использовании сценических средств, умение найти органическую связь визуального и драматического или музыкального образов спектакля позволяют Б.А.Мессереру на протяжении всей жизни быть стабильно востребованным сценографом. Ведущие режиссеры с радостью сотрудничают с ним; многие из оформленных им спектаклей, открыли новые профессиональные горизонты. Среди наиболее известных сценографических работ Б.А.Мессерера (краткий список): «Назначение» А.Володина, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана в Театре «Современник»; «Подпоручик Киже» С.Прокофьева, «Конек-горбунок» Р.Щедрина, «Светлый ручей» Д.Шостаковича в ГАБТе; «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А.Линдгрен, «Самоубийца» Н.Эрдмана в Театре Сатиры; «Дальше – тишина» В.Дельмара в Театре им. Моссовета; «Принц и нищий» по М.Твену, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому, «Привидения» Г. Ибсена в МХАТе; «Левша» Б.Александрова в Театре оперы и балета им С.М.Кирова в Ленинграде; «Спартак» А.Хачатуряна в Театре оперы и балета в Ереване; «Три возраста Казановы» М.Цветаевой в Театре им.Евг.Вахтангова; «Фауст» по И.-В.Гете в Театре на Таганке; «Синяя птица» М.Метерлинка в Центральном театре кукол им. С.В.Образцова, «Школа жен» В.Мартынова в Театре «Новая опера», «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана в Малом театре и многие другие.
Борис Асафович – известный мастер современных выразительных инсталляций, в том числе «Реквием по Венедикту Ерофееву», «Сказка о дожде», «Обыск». Выставочный дизайн занимает в деятельности мастера значительное место. Он – автор художественно-пространственных решений многочисленных выставок в ГМИИ им. А.С.Пушкина, среди которых - «Москва – Берлин», «Русский придворный костюм», «От Джотто до Малевича», «Маски. От мифа до карнавала», «Пабло Пикассо», «Сальвадор Дали», «Воображаемый музей». Особый успех имело дизайнерское решение выставок «Художники Большого театра за 225 лет» в ЦВЗ (совместно с С.Бархиным), «Сто и двенадцать стульев» в Государственном историческом музее, «Ситцевая Россия» в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве , а затем в Музее г.Мелуза (Франция).
Станковая живопись, акварели и крупноформатные многослойные цветные офорты в авторской технике Б.Мессерера неоднократно экспонировались на выставках и всегда вызывали восхищение четко выверенной конструктивностью, изысканностью скупой цветовой гаммы. Среди живописных произведений стали известными серии «Балерины», «Белые ночи», «Петербург. Роман с городом», абстрактные композиции «Геометрия пространства».
В 2013 году художник стал автором скульптурного памятника Б.Ахмадулиной в Тарусе, в 2022 – мемориальной памятной доски В.Аксенову, на доме, где он жил в Москве.
Новым видом приложения творческих сил в последние годы стала для Бориса Асафовича область мемуарной литературы. В книге «Театр Бориса Мессерера» (2014) он размышляет о специфике работы над спектаклями на протяжении всей своей жизни, о сотрудничестве с режиссерами, актерами, о театрально-художественной среде. Среди его литературных произведений особенно большой резонанс получила книга воспоминаний «Промельк Беллы», изданная в 2016 году издательством АСТ. В конце 2022 года вышла из печати книга «Жизнь переходит в память. Художник о художниках». Недавно им закончена работа над книгой «Экспоарт» о творческой деятельности в области дизайна выставочных экспозиций.
Б.А.Мессерер - лауреат Государственных премий РФ и Премии города Москвы, награжден Золотой, Серебряной медалями, медалями «За служение искусству», «За заслуги перед Академией», «Шувалов», «Достойному» Российской академии художеств. Он является лауреатом Серебряной медали Международной выставки Квадриеннале сценографии в Праге, театральной премии «Хрустальная Турандот» и других.
Более десяти лет Борис Асафович возглавляет в Российской академии художеств Отделение театрально- и кинодекорационного искусства в ранге академика-секретаря Президиума; он также руководит Творческой мастерской по декорационному искусству РАХ.
Юбилей Б.А.Мессерера – значимое событие не только для изобразительного искусства, но и для самых широких общественных кругов России. Он стал знаковой фигурой в истории художественно-демократического движения страны двадцатого века. Авторитет мастера в среде российской интеллигенции необычайно высок.
Президиум Российской академии художеств поздравил Бориса Асафовича с юбилеем. В поздравительном адресе говорится:
«Дорогой Борис Асафович!
Примите самые сердечные поздравления в день особо почитаемого девяностолетнего юбилея от признательных и искренних поклонников Вашего выдающегося полифонического таланта из Российской академии художеств, её Президента, Президиума, Отделения театрально- и кинодекорационного искусства, всего творческого коллектива.
Рады поводу еще раз приветствовать истинного патриарха российской сценографии, человека щедро и многогранно одаренного, обладающего не зависимым от возраста творческим и общественным темпераментом.
Сохраняя преданность лучшим традициям отечественного искусства, Вы всегда готовы пойти на эксперимент, предложить смелые, неординарные решения не только в театре, но и в выставочном дизайне, живописи, графике, инсталляциях, аналитических профессиональных исследованиях, мемуарной литературе.
Ваш авторитет незыблем не только в художественном и театральном мире, но и среди широкого, но лучшего, круга интеллигенции. Вас ценят и привечают представители прессы и телевидения.
Еще в молодости признанный ранг «короля богемы» никогда не мешал Вашему творчеству. Наоборот, интенсивное неформальное общение с близкими по духу людьми неизменно вдохновляет Вас на новые открытия в искусстве. Будучи человеком совестливым, ответственным и упорным, Вы всю жизнь стремитесь добиться задуманной цели в любых видах творческой деятельности, часто преодолевая всевозможные идейные и организационные препоны.
Такая удивительная всесторонняя энергия и воодушевление никак не вяжутся с цифрой отмечаемого юбилея.
Желаем Вам еще много лет сохранять имеющийся вдохновенный интерес к жизни во всех ее проявлениях, доброго Вам здоровья, любви и заботы близких людей, успехов во всех начинаниях, радости и благодати.
Президент Российской академии художеств З.К.Церетели»
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства РАХ






версия для печати