Работы членов АХ СССР и РАХ на выставке «Образы счастья» в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Фото: пресс-служба Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
Выставка открыта для посещения: 9 февраля – 9 апреля 2023.
Место проведения: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17).

Выставочный проект «Образы счастья» включает в себя значительный ряд произведений, показывающий во всем жанровом спектре магистральную тему советской живописи 1950-1960-х — тему радостного восприятия мира. Выбранная в качестве новой художественной «модели» мифологема «жизнь, как праздник» в искусстве становится основной творческой концепцией советского художника. Новое время надежды — так можно было бы сформулировать главную идею искусства послевоенных десятилетий.
На выставке представлены лучшие работы художников советской академической школы из собрания музея, многие из которых, возможно, не так широко известны, но именно в этих работах наиболее явно проявляются особенности искусства того времени. И это не только выбор сюжетов, связанных с темами героического противостояния человека и природы или радостного открытия новых «географических» пространств, но и общее участие каждого в деле масштабного преображения послевоенного мира, внимание к повседневной красоте человеческой жизни. Среди мастеров, чьи работы вошли в экспозицию, — действительные члены Академии художеств СССР В.Ф.Загонек, Б.С.Угаров, академик Российской академии художеств Т.Т.Салахов, почетный член РАХ С.Н.Шильников, а также В.М.Арапов, О.С.Гадалов, В.И.Егоркин, Л.В.Кабачек, Н.Г.Ломакин, Н.И.Осенев, М.Л.Рудницкая, А.К.Соколов, С.Л.Фролов и многие другие.
Живопись первых послевоенных десятилетий — уникальное явление в истории советского изобразительного искусства. В это героическое время, когда главной задачей нашей страны было восстановление разрушенной экономики, советское искусство переживало непростой эволюционный этап развития, для которого были характерны переосмысление реалистических традиций художественной школы довоенного времени и обращение к новым темам и образам, менее связанным с обязательным соблюдением идеологических правил официального искусства «социалистического реализма». Выбор сюжетов художников, в которых, прежде всего, представлена мирная жизнь советского народа, был связан не столько с необходимостью показать «героическую повседневность», но и с желанием говорить о внутреннем мире человека. Именно поэтому художники 1950–1960-х годов избегали изображать идеализированных героев, но подчеркивали их своеобразие, «жизненную» убедительность характеров и переживаний.
Справедливым нам кажется замечание одного из исследователей советского искусства А. А. Бобрикова, который, формулируя главные черты художника этой эпохи, говорит о «герое советской Реформации». Это герой, который демонстрирует качества «взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной верой и вообще развитой внутренней мотивацией (и потому не нуждающегося во внешнем идеологическом стимулировании со стороны партии — церкви), хотя и действующего в рамках общего преобразовательного проекта».
Искусство второй половины 1950-х — середины 1960-х годов называют «искусством оттепели», и это время в культурной жизни страны отличалось не только повышенной активностью художественной среды в целом, но и стилистическим многообразием в разных видах и жанрах искусства. С середины 50-х годов XX века меняется даже «тон» официальных художественных выставок, постепенно исчезают свойственные искусству довоенного времени произведения с их напыщенной патетикой и подчеркнутой идеологизации. В этот сравнительно короткий период, отправной точкой которого можно считать знаменитый XX съезд коммунистической партии Советского Союза, в советском искусстве возникает устойчивая художественная тенденция — по-новому осмыслить концепцию мира и человека, сместив «идейный протекторат» героев советского мифа в сторону особой важности для искусства гуманистических и общечеловеческих ценностей, подчеркивая их приоритет над социально-исторической «дидактикой» героев и событий.
На основе пресс-релиза музея.
Управление информации (пресс-служба) РАХ







версия для печати